Вы не зашли.
Страниц: 1 2
Господа, предлагаю продолжить разговор по конвоям. Надеюсь, что от этой темы еще никто не устал.
Предлагаю поговорить о первых боях весны 44-го. При атаках этих конвоев наши потери были не велики, однако, и успехи были незначительные. Но, это была только прелюдия...
Согласно норвежскому ресурсу, потери немцев за этот период были такими:
03.03.44
1.(F)/130
F
Pl.Qu. 37 Ost/1156
Flyet var om bord på flysikringsskipet "Karl Meyer" på vei fra Kirkenes til Billefjord da en bølge traf flyet og slo det over bord. Bergningsforsøk var ikke mulig p.g.a. høy sjø. Flyet ble senket av en VP-Boot.
BV 138C-1
230113
100
No personal injury
03.03.44
1./406
H
Hommelvik
Wounded av tung sjø mens flyet lå fortøyet
He 115C
2785
30
No personal injury
03.03.44
1./406
H
Hommelvik
Wounded av tung sjø mens flyet lå fortøyet
He 115B/C
2100
30
No personal injury
03.03.44
5. Seenotstaffel
F
Pl.Qu. 27 Ost/6253, ca. 40 km nordøst for Nordkapp
Probably Shoot down bysovjetisk fly mens det var på et redningsoppdrag
Do 24T-3
0078
DJ+ZD
100
Fw. Herbert Bussler (F) Missing
Ofw. Ernst Jelit (B) Missing
Obgfr. Rudolf Biess (Bf) Missing
Uffz. Hans Rodler (Bm) Missing
Obgfr. Kurt Hill (Bm) Missing
San.Uffz. Heinz Frömming (Bs) Missing
04.03.44
3.(F)/130
F
Pl.Qu. 27 Ost/5473. Pos. 73° 12'N, 25° 25'Ø.
Wounded i Air battle med fire Grumman Martlets. Også sett oppgitt to sovjetiske Douglas A-20.
BV 138C-1
0311030
6I+AL
30
Uffz. Ring (Bf) Wounded
05.03.44
1.(F)/120
F
Utenfor Lerwick på Shetland
Shoot down byflak
Ju 88D-1
430576
A6+BH
100
Fw. Eugen Marggraf (F) POW
Oblt. Alfred Ourdaun (B) POW
Uffz. Anton Reisch (Bf) POW
Uffz. Bruno Lindner (Bs) POW
05.03.44
8./J.G.5
Bf 109G-2
13800
05.03.44
LD-Kdo. Finland
H
Ved Jodankylää
Emergency landingpå grunn av dårlig vær
Ju 87R-2
5832
TJ+CB
60
07.03.44
1.(F)/124
F
Området Maselskaja-Belomorsk
Missing under rekognosering av flyplasser
Ju 88D-5/Trop
430043
G2+KH
100
Oblt. Helmut Eberhardt (F) Missing
Fw. Josef Schorn (B) Missing
Uffz. Martin Bach (Bf) Missing
Fw. Lothar Süssmann (Bs) Killed
08.03.44
8./J.G.5
Bf 109G-2
14814
10.03.44
1.(F)/120
F
19 km vest for Flekkefjord
Årsak ukjent
Ku 88D-1
1142
A6+KH
100
Lt. Reinhard Schulz-Rochan (F) Killed
Ofw. Helmut Binkert (B) Killed
Uffz. Bruno Sengespeick (Bf) Killed
Obgfr. Hans-Werner Nädzulat (Bs) Killed
12.03.44
III./J.G.5
Bf 109G-6
411106
20
12.03.44
III./J.G.5
Bf 109G-6
411388
80
Может быть, среди этих потерь есть и те, которые можно отнести к боям над конвоями?
Отредактированно ass555 (20.12.2009 12:58:56)
Я так точно не устал - от этого устать невозможно.
К сожалению, заметил тему поздно, поэтому напишу пока по одному конвою и из одного немецкого источника (SK Kirkenes), так что возможны ошибки. Потом уточню или Ботик П.В. поправит.
Первым был остгеляйт Rp.108.Ki, вышедший из Реппе-фьорда в 9.00 2.3.44. Состав:
К.3 - командир конвоя,
М.306 - корабль наведения истребителей (по др. данным - в качестве трального корабля, может совмещал 2 функции), присоединился к конвою после 15.00 от Хоннинсваага.
СКР V.6111/13/15, 5911/16
ОПЛ UJ.1208/12, от Хоннинсваага еще 1219/20.
Танкер ELSE (638 брт, 435 кубометров масла), UTSIRE (468, 542 кубометра масла)
ТР SABINE HOWALDT (5958, 8312 т угля), WELHEIM (5455, 4755 т грузов для вермахта), PHONICIA (4124, 4400 т боеприпасов), PATAGONIA (5998 брт, 4160 т провианта).
Всего 22641 брт, скорость 9 уз., но 3-го числа из-за сильной волны шли только 6 уз.
Как видим, немцы еще довольно нагло проводят сразу 4 крупных парохода, и прикрытие не особенно большое (нет ни одного ТЩ).
Погода была плохая и сов. авиации, похоже, конвой долго не удавалось обнаружить.
Следующий день открылся только в 7.20брлн, когда нем. противолодочный самолет, прикрывавший конвой, обнаружил ПЛ на перископной глубине и сбросил на нее "пугательные бомбы". Ни одна наша лодка этого не фиксировала, так что немцы скорее всего ошиблись.
В 9.00мск наконец самолет-разведчик обнаружил конвой в районе Перс-фьорда. Состав определен в 3 ТР, 4 ТЩ, 5 СКР и 3 СКА, скорость 8-10 уз. 2 Ю-88 в кач. ПЛО. Погода в районе была поганая: облачность 10 баллов высотой 50 м, дождевые заряды.
В 11.20 второй разведчик (Р-40) снова обнаружил конвой у м. Кибергнес.
Удар по нему был нанесен в 12.53 у о. Лилле-Эккерей, с пикирования, 6-ю Ил-2 (46 ШАП, ведущий - кап. Осыка) под прикрытием 8 Як-9 (20 ИАП) и 6 Р-40 (27 ИАП).
В момент удара, наносившегося из-за облаков, летчики насчитали уже 4 ТР, 2 ТЩ, 6 СКР и 4 СКА. Также в прикрытии было обнаружено 6 Ме-109. Сброшено было 12 ФАБ-100, 6 ЗАБ-100, 10 PC и 2 РОФС. В результате удара кап. Осыка потопил ТР 6000 т, и ст. лейт. Катунин ТЩ 700 т, ст. лейт. Максименко поджег ТР 7000 т. Причем результаты подтверждались фотосъемками, показаниями экипажей и спец. разведчиками (это к слову о работе флотской разведки). 4 Ме-109 пытались атаковать ударную группу во время удара, но истребители их не подпустили. Немцы ушли в облака, а потом 2 Яка столкнулись с 2 Ме-109 и мл. лейт. Васильев сбил один. В тот же момент 2 Р-40 вели бой с еще 2 Ме-109 и тоже один сбили.
Второй удар был нанесен 4 А-20 (9 ГМТАП, ведущий - кап. Шибанов) под прикрытием 8 Р-39 (255 ИАП), в 13.01 у о. Лилле Эккерей. С высоты 30 м и дистанции 2200-2600 м они сбросили 4 торпеды 45-36-АН. Ст. лейт. Францев и кап. Шибанов как будто бы попали в ТР 8000 т, причем в следующем абзаце Хроники, где описывается гибель в атаке Шибанова (сбит ЗА и упал в 3 км восточнее конвоя, кап. Шибанов, мл. лейт. Марьяновский и ст. сержант Красненко погибли), утверждается уже, что он торпеду бросал с 600 м. М.б., имеется в виду, что с 2200-2600 м бросали все остальные...
Кроме того, у цели торпедоносцев атаковали 6 Ме-109, но в бою прикрытие их отбило, причем кап. Рассадкин и мл. лейт. Смирнов сбили по одному самолету. У нас был сбит мл. лейт Герасименко, Р-39 которого упал около конвоя, летчик погиб.
Если судить по немецкому отчету, то они опять все свалили в кучу (правда, поделенную на 2 волны). В 10.56 атака 11 бомбардировщиков и истребителей, затем 6 "бостонов". В первой атаке бомбы по мнению немцев бросались с носа, с высоты 2000 м, затем - обстрел ППО. V.6115 якобы сбил Ил-2. Вторая атака проведена с левого борта, К.3 вместе с WELHEIM претендовали на один сбитый. В конвое будто бы никаких повреждений, но мы уже знаем из рассказа Ботика П.В., что одна бомба таки в цель попала, но увы, не взорвалась.
Истребители похвастались, что на отходе сбили 2 Р-39 и 1 А-20.
Немцы в кратком резюме удовлетворенно замечали, что вследствие раннего обнаружения и открытия огня бомбы и торпеды сброшены как попало (напр., торпеды в 50-60 гм, т.е. в 5-6 км!!). Только одна торпеда (видимо шибановская) дошла до конвоя...
Звучит странно, но истребители на самом деле заявили всего четыре победы! 1 Ил-2, 1 А-20 (шибановский не подходит, так что брехня) и 2 Р-39. На самом деле как мы помним, истребители сбили только 1 Р-39 - скорее всего, это была победа лейт. Больца из штаба II./JG 5 (правда он отчитался о нем как о Ил-2, но место и время подходят).
К сожалению, советские потери включали еще 2 Р-40. В 12.25 на блокирование аэродрома Луостари на время атаки конвоя вылетали 4 самолета 27 ИАП, но 2 из них столкнулись над линией фронта и упали.
В 14.30 конвой вошел в Киркенес.
Отредактированно igor (21.12.2009 12:22:00)
igor написал:
Оригинальное сообщение #160043
М.306 - корабль наведения истребителей,
Ну вообще-то один был. 4 других ТЩ действовавшей тогда 8-й флотилии стояли в Киркенесе и готовились к проводке западного конвоя, так что действия немцев действительно можно считать расслабленными. Состав конвоя по всем КТВ сходится.
Немцы наблюдали один крупный налет в котором участвовало по их наблюдениям до 80 самолетов из которых 4 (КТВ М-306) или 6 (КТВ К-3) являлись торпедоносцами. Повреждений не было, если не считать неразорвавшейся бомбы, упавшей на палубу "С. Ховальдт". Торпеды по мнению командира конвоя были сброшены в момент когда торпедоносцы попали под точный обстрел его 120-мм орудий, для облегчения самолетами выполнения маневра уклонения.
Про участие ИА в отражении налета в КТВ 9-й флотилии и К-3 ничего нет. Остальные КТВ не смотрел, но уверен, что и там не будет.
Отредактированно Botik Petra Velikogo (21.12.2009 09:02:20)
Да-да, конечно М.306 - это ТЩ. Мозгоклин случилсси.
Уже 4.3.44 немцы выпускают следующий конвой - Rp.109.Ki.
Флагманом - К.1,
СКР V.5912/13/14.
Пароходы: ILSE FRITZEN (4883, 6800 т угля), THEDA FRITZEN (2882, 2385 т грузов для вермахта), IRMTRAUT CORDS (2843, 3900 т угля), FALKENFELS (6318).
Скорость 8 уз.
От Хоннинсваага примкнули еще
ТЩ М.274,
ОПЛ NH.03/UJ.1209, UJ.1212/19/20
БДБ F.115/201.
Вышел конвой из Реппе-фьорда в 10.00. Наши самолеты (118 РАП) пытались обнаружить его, но все никак не получалось. В процессе один А-20 сбил До-24 (что интересно, в вашем списке, ass555, есть сбитый сов. самолетами До-24 из 5. зеенот, но только не 4, а 3 марта. Тут какая-то путаница - остальное все совпадает).
Другой А-20 пропал. ГСС кап. Вербицкий, мл. лейт. Павлов, стрелок-радист сержант Афонин и стрелок сержант Лупандин считались пропавшими. Правда, в 16.15 еще один самолет видел двух летчиков в лодке и ПЛ Л-22 было приказано их подобрать (никого не нашла).
Наконец в 17.00мск Пе-3 обнаружил конвой в пр. Брей-сунд на курсе 110гр. Состав дан как 4 ТР, ТЩ, ММ, 2 СКР (т.е. хоннингсваагский отряд еще не примкнул). О конвое сообщено лодкам в море (приняли сигнал С-14 в 21.32, С-56 — в 21.34, С-102 — в 22.18, Л-22 — в 22.20).
Из лодок ни одна в атаку не пошла. С-102 продолжала движение на позицию, к Нордкапу, С-56 получила приказ возвращаться, Л-22 искала летчиков. С-14 возвращалась домой.
5.3.44 конвой был заново найден Пе-3 в 8.40мск у Сюльте-фьорда. Состав дан как 2 ТР, 2 ТЩ, 3 СКР и 4 СКА, курс 120гр. Сообщения о конвое посылались лодкам в море, но получала его только С-102.
Т.к. в р-не СЮльте-фьорда была плохая погода, удар решено было наносить позже, у о. Лилле-Эккерей. В 10.40 конвой фиксировался у Хавнинберга с 1 Ме-109 в кач. прикрытия, в 11.15 он был у бух. Кавринген, в 13.14 у бух. Крамвик, причем над ним висело уже 4 Ме-109.
Первый удар был нанесен в 15.15 шестью Ил-2 (46 ШАП, ведущий — ст. лейт. Катунин) под прикрытием 6 Р-40 (27 ИАП, группа непосредственного прикрытия штурмовиков), и 8 Як-9 (20 ИАП, ударная группа истребителей). Летчики определил состав конвоя как 3 ТР, 2 ТЩ, 2 СКР и 5 СКА. Над ним патрулировали 11 Ме-109 и два ФВ-190. Штурмовики с пикирования, с высоты 900-350 м сбросили 12 ФАБ-100 и 6 ЗАБ-100, причем 2 Ил-2 из-за плохой видимости приняли островок за ТР и бомбили его. Был якобы подожжен ТР 6000 т. Самолеты встречены сильным огнем ЗА и атакованы немецкими истребителями. 4 Ил-2 были повреждены ЗА, но нем. истребители отбиты нашими. Ст. лейт. Бойченко, кап. Куренок и лейт. Щербак сбили по 1 Me-109.
Второй удар нанесли тут же, в 15.20 - 2 А-20 (9 ГМТАП) под прикрытием 6 Р-39 (255 ИАП, ведущий — кап. Марков), но из-за того, что торпеды были сброшены с 2600-2900 м, попаданий не было. Истребители прикрытия вели воздушный бой с 4 Me-109 и двумя ФВ-190; кап. Адонкин сбил 1 Me-109.
Немцы пишут про атаку в 13.20брлн 7-и ИЛ-2 под прикрытием истребителей. Падение всех наших бомб иим аккуратно посчитаны. Попаданий не было, но из-за обстрела ППО 1 раненый на UJ.1219 и пара на IRMTRAUT CORDS.
Одновременно атака 2 торпедоносцев с угла 150гр (истинный), чуть позже еще одного (?) с угла 45гр. Всего немцам привиделось 3 сброшеных торпеды. Дальность оценена как 2500 м. Естественно, без попаданий.
Истребители прикрытия заявили 2 сбитых, еще по 1 - пароходы THEDA FRITZEN и FALKENFELS.
Конвой зашел в Киркенес в 15.40
Один сбитый немец похоже подтверждается: это Ме-109 из норвежского списка, самолет 8./J.G.5. У Гирбига он тоже есть: унтер-оф. Хайнц Финцш, пропал.
Итого, хоть наши никуда и не попали, баланс выходит положительный. Правда времени потери нет и фиг определишь, кто из 4 наших правда сбил немца.
Отредактированно igor (21.12.2009 11:57:33)
Последний из рассматриваемых конвоев - западный. По-моему первый такой в наших исследованиях?
Ki.110.Rp вышел в 5.30 13.3 из Кьельмо-сунда в составе:
М.306 (командир конвоя, он же ком. ТЩ)
М.274 (корабль наведения истребителей)
СКР V.5911/12/13/14/16,
МТЩ R.156/159
Пароходы: STADT RIGA (3027), LYSAKER (910), IRBEN (992).
Танкеры ELSE (638), UTSIRE (486).
Группа ОПЛ (UJ.1206/19/NH.03) вышли из Вардё и приняли конвой на выходе из Кьелмё-сунда.
Группа ОПЛ (UJ.1212/07/NH.06) в районе Нордкин - Вардё служила дальним прикрытием.
От Эккероя к конвою присоединился пароход HOHENHOERN (2997).
Всего 9050 брт, скорость 8 уз.
В Хоннингсвааге М.306/274 покинули конвой и дальше рулил ком. V.5916.
Сов. разведка обнаружила конвой в р-не м. Кибергнес в составе 2 ТР и 17 кораблей охранения. В 15.07 конвой уже был в районе Сюльте-фьорда, и там по нему нанесли удар:
В 14.27 туда вылетели 6 Як-9 для отсечки вражеских истребителей.
Первый удар нанесли 4 Ил-2 (46 ШАП, ведущий — кап. Синицын) под прикрытием 4 Як-1 (20 ИАП). В 15.14 они с пикирования сбросили 12 ФАБ-100, 8 PC 82-мм и 6 РОСФ 132-мм, при этом Синицын прямым попаданием 2 ФАБ-100 повредил ТЩ 400-500 т (на следующий день его якобы обнаружили выброшенным на берег у м. Маккаур), а мл. лейт. Суровов поджег ТР 5000-6000 т.
В момент удара над конвоем патрулировали два Bv-138, которые пытались атаковать штурмовики, но безуспешно. Один из них был сбит мл. лейт. Васильевым. При отходе от цели штурмовики были атакованы 12 Me-109 (в районе Вайтолахти). В воздушном бою стрелок Ил-2 Гусев, лейтенанты Кужанов, Белозеров и Лапин сбили по 1 Me-109. Из наших самолетов 2 Ил-2 и 1 Як-1 были повреждены; кроме того, 1 Як-1 произвел вынужденную в районе Вайтолахти (на полуострове Рыбачий) и разбился; летчик лейт. Лапин остался цел.
6 А-20 (9 ГМТАП) под прикрытием 6 Р-39 (255 ИАП) и 12 Р-40 (27 ИАП) вылетели для повторного удара, а «Спитфайр» -для фиксирования результатов. Однако по ошибке ведущего — кап. Гусева и его штурмана — кап. Скнарева самолеты вышли не в район Сюльте-фьорда, а к м. Кибергнес. Отсюда они направились к Сюльте-фьорду, но в районе Варде истребители ушли из-за нехватки горючего. Из района Перс-фьорда истребители вернулись. Оставшись без прикрытия, Гусев решил все же атаковать, но, заметив, что над целью более 10 истребителей противника, отказался от атаки.
Для немцев это выглядело как атака в 13.10 у Маккаура. Как всегда, бомбардировка и обстрел ППО, причем потери только от последнего. На V.5911 - 1 убитый, 1 тяжело и 2 легкораненых, на UJ.1206 - 4 раненых. По тревоге на оборону взлетели 12 Ме-109, отчитавшиеся о 8 сбитых вражеских самолетах без собствренных потерь.
Что, собственно, подтверджает отсутствие данных у норвежцев и Гирбига.
По поводу потерь самолетов, предствленных в списке в первом посте темы, можно сказать, что к боям над конвоем имеет отношение только один самолет, который я упоминал (Финцш). О происхождении остальных напишу позже.
Пара вопросов.
Можно ли подробней про эпизод где А-20 сбивает До-24 - вроде ситуация нестандартная?
И вопрос видимо неоднократно обсуждаемый но ответа конкретного я так и не нашел: сколько подтвержденных случаев когда наши самолеты таранили/врезались в корабли и суда? Какие в таких случаях нес потери противник?
По 109-му конвою
igor написал:
Нет. Вместо него БО-1207.
igor написал:
Оригинальное сообщение #160085
БДБ F.115/201.
КТВ К-1 у меня нет, но КСВ Поляркюсте отрицает наличие каких-либо БДБ в конвое. Вероятно они присоединялись на время для какого-то местного перехода между стоянками.
igor написал:
Оригинальное сообщение #160085
ГСС кап. Вербицкий, мл. лейт. Павлов, стрелок-радист сержант Афонин и стрелок сержант Лупандин считались пропавшими.
Можно проверить по ОБД - возможно оказались в плену.
Отрывок из книги по двум первым конвоям:
В 09.00 3 марта самолет-разведчик Пе-3 донес, что в районе Перс-фьорд обнаружен конвой в составе четырех транспортов, двух тральщиков, шести сторожевых кораблей и четырех сторожевых катеров, идущий курсом 120°. Воздушный эскорт обеспечивала пара «мессершмиттов». Погода в районе конвоя (облачность 10 баллов, высотой 50-100 м, видимость 8 км, дождевые заряды) была не слишком благоприятной для действий ВВС, но командование слишком долго ждало этого момента, чтобы удержаться от соблазна бросить на конвой самолеты.
Командующий ВВС СФ генерал-лейтенант А.Х. Андреев принял решение нанести внезапный удар по конвою штурмовиками и торпедоносцами под прикрытием истребителей в момент, когда суда будут находиться в районе Эккере. Погода над Варангер-фьордом была значительно лучше, и нижняя кромка облачности располагалась на высоте примерно 1000 м. Первый удар должна была нанести шестерка штурмовиков, через 3-5 минут – четверка торпедоносцев. Вместе с ударными машинами вылетало 22 истребителя, кроме того, четверка «Киттихауков» должна была блокировать аэродром Луостари.
Реализация замысла прошла без значительных срывов. В 12.53 из облаков с пикирования штурмовики произвели удар по головному и второму транспортам конвоя. В результате удара считались потопленными транспорт водоизмещением 6000 т и тральщик, а один транспорт - поврежденным. Реально большинство бомб упало на безопасном удалении от транспорта «Сабине Ховальдт», и лишь один из охотников получил легкие повреждения от пушечно-пулеметного обстрела. Вследствие внезапности атаки вражеские корабли не успели открыть огонь, и только на отходе штурмовиков начался слабый обстрел. Во время удара четыре Bf-109 пытались атаковать ударную группу, но были отбиты истребителями сопровождения. Ни одна из сторон реальных потерь в самолетах не понесла. Береговые посты противника, очевидно, обнаружили наши самолеты непосредственно в момент удара, поскольку только в 13.09 немецкое командование дало по радио приказание всем истребителям немедленно лететь к конвою.
Торпедоносцы произвели взлет в 12.15. К цели шли тем же маршрутом, что и штурмовики, и в 13.01, после того, как у мыса Эккере был обнаружен конвой, ведущий капитан Шебанов подал команду «атака». На этот раз с кораблей был открыт сильный заградительный огонь. С некоторых начали ставить дымовые завесы, которые наш самолет-разведчик принял за последствия попаданий. Прорваться сквозь сплошную завесу зенитных разрывов небольшой группе не удалось. В правый мотор ведущего капитана Шебанова попал снаряд, но он продолжал лежать на боевом курсе и с дистанции 2200 м сбросил торпеду по концевому транспорту водоизмещением 8000 т. После сбрасывания поврежденный «Бостон» с резким разворотом ушел вправо, но, пролетев около километра, все-таки рухнул в воду. Мл. лейтенант Гарбуз и лейтенант Францев атаковали этот же транспорт с дистанций 2600 и 2200 м соответственно. Торпеда первого вследствие большого угла упреждения прошла мимо, торпеда второго, как считалось, попала в цель. В результате попадания торпед Шебанова и Францева транспорт считался потопленным. Четвертый торпедоносец лейтенанта Мартьянова с дистанции 4400 м сбросил торпеду по третьему транспорту, но вследствие большой дистанции она не могла достигнуть цели. На отходе торпедоносцы были атакованы теми же четырьмя «мессершмиттами», к которым вскоре присоединилось как минимум еще шесть машин, поднятых по тревоге. Все их атаки были отбиты «Аэрокобрами». Хотя пилоты противника претендовали на три воздушных победы, единственный потерянный Р-39, по-видимому, стал жертвой огня сторожевого корабля «V 6115».
Вопреки докладам о потоплении двух транспортов и тральщика удар оказался совершенно безрезультатным. Все участвовавшие в ударе пилоты четко выполнили поставленные перед ними задачи, на сам замысел содержал крупный недостаток. Рассчитывая на достижение внезапности, командующий ВВС СФ генерал Андреев решил использовать и штурмовики и торпедоносцы в качестве ударных групп, в результате чего корабли охранения остались без воздействия и без особого труда смогли отразить нападение. Штурмовики бомбили с большой высоты, а торпедоносцы были принуждены к сбросу торпед с дистанции в несколько раз превышающей требуемые 800 м. К счастью, точное выполнение плана, в частности достижение скрытности налета уберегло нас от больших потерь, но не стало залогом успеха.
Весьма похожий бой состоялся с интервалом в два дня. Снова был обнаружен идущий в восточном направлении караван, для атаки которого в Варангер-фьорде генерал Андреев выделил шестерку Ил-2 и пару торпедоносцев. На этот раз задачу штурмовиков несколько изменили: им предписывалось не только потопить один из транспортов, но и расстроить ордер конвоя, попытаться подавить пушечно-пулеметным обстрелом огонь зенитной артиллерии. Некоторые изменения коснулись и состава обеспечивающих групп истребителей – теперь кроме отряда блокировки выделялась демонстративная группа, призванная вызвать преждевременный старт перехватчиков. Как показали последующие события, этот трюк нам большей частью удался. Немцам вновь не удалось своевременно усилить воздушный эскорт каравана, зато зенитчики кораблей на этот раз не дремали. Четыре из шести Ил-2 в ходе атаки получили повреждения, а два остальных остались неповрежденными только потому, что по ошибке вместо транспорта атаковали маленький островок. Ответный огонь вызвал возгорание на транспорте «Ирмтрауд Кордс», три немецких моряка получили ранения. Эта ожесточенная схватка была в самом разгаре, когда появилась пара А-20. Выход на курс конвоя был осуществлен неточно, с промашкой на 10-15 км к северу. Поскольку в процессе поиска судов «Бостоны» долетели до береговой черты, ведущий пары капитан Мраков счел внезапность утерянной. Когда корабли были наконец-то найдены, он не решился приблизиться к цели ближе, чем на 2500-2800 м, хотя в этот момент зенитному обстрелу не подвергался. Немцы без труда уклонились от сброшенных снарядов. Вылетевший вечером разведывательный «Киттихаук» сделал несколько фотографий каравана, которые не оставляли сомнений в том, что никаких потерь он не понес. Некоторым утешением могло служить только то, что в воздушном бою немцы потеряли один «мессершмитт». Ошибки, допущенные при составлении плана очевидны: шаблонность замысла, неподавленность зенитного огня, а самое главное - слишком малый состав ударных групп. Последнее объяснялось в первую очередь тем, что воспитанный на горьких уроках 1943 г. Андреев вывел свои собственные нормы расчета прикрывающих истребителей и ударных самолетов. По его мнению, шесть «кобр» могли надежно прикрыть только два торпедоносца, а поскольку большего числа исправных истребителей в 255-м иап в этот день не было, то и состав ударной группы приходилось выставить сильно урезанным.
Ботик, у меня написано - БДБ от Хоннинсваага.
Про тараны я лично стопроцентно утверждать не могу, но встречалось мне такое всего пару раз в отношении немцев, причем на всех фронтах. М.б. один из них наш, но опять же, предметно говорить не готов. Может быть, ув. Буйный кинет примеры, когда эти тараны якобы происходили по сов. данным, а мы посмотрим у немцев, если будет возможность?
по поводу сбитого Do 24T-3 DJ+ZD. С сов. стороны такое описание боя из Хроники:
4 марта А-20 (летчик — ст. лейт. Колейников) в р-не м. Нордкин вел бой с немецким самолетом До-24, производившим поиск наших подводных лодок, и сбил его (он упал в ш=71°20', д=27°25').
Тут конечно ошибка - До-24 поиском лодок не занимались, а служили спасательными г/с. По выданным ass555 данным, этот самолет сбит в кв. Pl.Qu. 27 Ost/6253, примерно в 40 км СВ Нордкапа. Но - 3 марта.
А 4 марта есть другой нем. г/с - разведывательный "башмак" 6I+AL из 3.(F)/130, который в квадрате Pl.Qu. 27 Ost/5473, точке 73° 12', 25° 25' поврежден в воздушном бою вроде как с Grumman Martlets, но есть там также загадочная приписка про советский Douglas A-20. Точка конечно не совпадает, но я не думаю, что это достаточное основание отвергать данный случай как подходящий. По крайней мере, несовпадение даты - различие гораздо серьезнее. Я бы, имея все перечисленные данные, голосовал именно за поврежденный башмак как жертву бостона.
Вообще бои такого рода - бомбер против гидросамолета - если и нестандартная ситуация, то только для данного театра... Например над Северным морем и Бискайским заливом постоянно зарубались немецкие г/с с английскими бомберами и наоборот. С разными исходами.
Далее.
3.3.44 BV 138C-1 из 1.(F)/130 - как я понял, упал или смыт с борта базы Karl Meyer и потоплен СКР. Не подходит.
3.3.44 2 He 115 из 1./406 повреждены в Хоммелвике. Что за место не знаю, но сдается мне, что это небоевое повреждение. (H) - означает небоевое повреждение. Возможно, столкнулись. Не подходят.
5.3.44 Ju 88D-1 из 1.(F)/120 - сбит зенитками над Шетландами. Не подходит.
5.3.44 Bf 109G-2 из 8./J.G.5 - единственный подходящий. Вот теперь Ботик его похоже тоже подтверждает?
5.3.44 Ju 87R-2 из LD-Kdo. Finland - небоевой вылет, похоже, сел на вынужденную из-за пожара (двигателя?)
7.3.44 Ju 88D-5/Trop (тропический!) из 1.(F)/124 сбит на разведке где-то глубоко над сов. территорией. Не подходит.
8.3.44 Bf 109G-2 из 8./J.G.5 в Гербиге написано что его пилот попал в плен (имя есть, но искать некогда). Обстоятельства пока непонятны, но конвоев не было...
10.3.44 Ju 88D-1 из 1.(F)/120 - 19 км к западу от Flekkefjord, боевая причина. Знать бы что такое Årsak ukjent. но явно не "пропал", т.к. экипаж убит, а не миссинг.
12.3.44 2 Bf 109G-6 из III./J.G.5 - про етих я хотел написать, но времени опять нету - может завтра? 12 марта ВВС СФ и 7 ВА устроили грандиозные налеты на немецкие аэродромы. А это - их жертвы, повреждения на земле.
Итого, можно выяснить причину гибели мессера 8.3 и юнкерса 10.3. Не конвои однозначно, но все равно интересно.
Конвои - один ме-109. Больше похоже и не будет - по крайней мере, сбитых.
Нашел сбитый Ме-109 за 8.3.44: свалили из ДШК при штурмовке КП 254 бригады морпехоты. Но летчик как будто бы убит. Может Гирбиг путает, может я - но проверить не могу, он на работе остался.
igor написал:
Оригинальное сообщение #160176
Знать бы что такое Årsak ukjent.
У меня Google переводчик перевёл как "По неизвестным причинам".
Касательно таранов свой вопрос временно снимаю. Как закончу подборку по ВВС РККФ - выложу в отдельной веточке для обсуждения!
igor написал:
Оригинальное сообщение #160176
А 4 марта есть другой нем. г/с - разведывательный "башмак" 6I+AL из 3.(F)/130, который в квадрате Pl.Qu. 27 Ost/5473, точке 73° 12', 25° 25' поврежден в воздушном бою вроде как с Grumman Martlets, но есть там также загадочная приписка про советский Douglas A-20. Точка конечно не совпадает, но я не думаю, что это достаточное основание отвергать данный случай как подходящий. По крайней мере, несовпадение даты - различие гораздо серьезнее. Я бы, имея все перечисленные данные, голосовал именно за поврежденный башмак как жертву бостона.
Так его вроде брит. палубные истребители завалили - там как раз союзный конвой шел.
igor написал:
Оригинальное сообщение #160176
5.3.44 Bf 109G-2 из 8./J.G.5 - единственный подходящий. Вот теперь Ботик его похоже тоже подтверждает?
Сейчас лень лезть разбираться, но видимо он и был сбит в конвойной баталии.
igor написал:
Оригинальное сообщение #160176
8.3.44 Bf 109G-2 из 8./J.G.5 в Гербиге написано что его пилот попал в плен (имя есть, но искать некогда). Обстоятельства пока непонятны, но конвоев не было...
Надо смотреть статьи Ю. Рыбина в "Авиамастере" или "Истории авиации" про "экспертунгштаффель" - там должно быть.
igor написал:
Оригинальное сообщение #160176
Может быть, ув. Буйный кинет примеры, когда эти тараны якобы происходили по сов. данным, а мы посмотрим у немцев, если будет возможность?
Из реальных "огненных таранов" нашими самолетами немецких кораблей мне известно только два случая и оба на Балтике.
Уже интересно: по моим прикидкам порядка десяти случаев "огневых таранов" по всем флотам. Обязательно заведу отдельную веточку!
igor написал:
Оригинальное сообщение #160085
В процессе один А-20 сбил До-24 (что интересно, в вашем списке, ass555, есть сбитый сов. самолетами До-24 из 5. зеенот, но только не 4, а 3 марта. Тут какая-то путаница - остальное все совпадает).
igor написал:
Оригинальное сообщение #160176
по поводу сбитого Do 24T-3 DJ+ZD. С сов. стороны такое описание боя из Хроники:
4 марта А-20 (летчик — ст. лейт. Колейников) в р-не м. Нордкин вел бой с немецким самолетом До-24, производившим поиск наших подводных лодок, и сбил его (он упал в ш=71°20', д=27°25').
Тут конечно ошибка - До-24 поиском лодок не занимались, а служили спасательными г/с. По выданным ass555 данным, этот самолет сбит в кв. Pl.Qu. 27 Ost/6253, примерно в 40 км СВ Нордкапа. Но - 3 марта.
А 4 марта есть другой нем. г/с - разведывательный "башмак" 6I+AL из 3.(F)/130, который в квадрате Pl.Qu. 27 Ost/5473, точке 73° 12', 25° 25' поврежден в воздушном бою вроде как с Grumman Martlets, но есть там также загадочная приписка про советский Douglas A-20. Точка конечно не совпадает, но я не думаю, что это достаточное основание отвергать данный случай как подходящий. По крайней мере, несовпадение даты - различие гораздо серьезнее. Я бы, имея все данные, голосовал именно за поврежденный башмак как жертву бостона.
Несовпадение координат нашей версии атаки До-24 4 марта и норвежской версии атаки башмака в тот же день ОЧЕНЬ сильное. Два градуса по широте и долготе! Два градуса по широте - это 120 км! Плюс, еще расхождение по долготе, итого, разница, примерно. в 150-170 км! Это слишком много для простой навигационной невязки. Я думаю, что случай с башмаком, скорее всего, можно действительно отнести на атаку англичан - все-таки. он имел место заметно западнее того места. которое дают наши данные.
С другой стороны, норвеги пишут следующее:
03.03.44
5. Seenotstaffel
F
Pl.Qu. 27 Ost/6253, ca. 40 km nordøst for Nordkapp
Probably Shoot down bysovjetisk fly mens det var på et redningsoppdrag
Do 24T-3
0078
DJ+ZD
100
Fw. Herbert Bussler (F) Missing
Ofw. Ernst Jelit (B) Missing
Obgfr. Rudolf Biess (Bf) Missing
Uffz. Hans Rodler (Bm) Missing
Obgfr. Kurt Hill (Bm) Missing
San.Uffz. Heinz Frömming (Bs) Missing
04.03.44
3.(F)/130
F
Pl.Qu. 27 Ost/5473. Pos. 73° 12'N, 25° 25'Ø.
Wounded i Air battle med fire Grumman Martlets. Også sett oppgitt to sovjetiske Douglas A-20.
BV 138C-1
0311030
6I+AL
30
Uffz. Ring (Bf) Wounded
Как видим, До-24 они прямо относят на наш счет. БВ-138, кстати, тоже, но, думаю, что тут Ув. Ботик прав. Наши к этому самолету, врядли имеют какое-либо отношение. Да и самолеты внешне заметно отличаются. в общем, надо подумать почему могла возникнуть путаница с датой.
На мой взгляд, это можно объяснить, если события прозошли на границе суток. Ведь разница во времени - 2 часа была в тот период. Возможно, у нас уже было 4-е, а у немцев еще 3-е. Что вообще, известно из нашей версии о времени атаки бостоном До-24?
кроме того, не исключена просто банальная ошибка по времени, возникшая в немецких документах. Лично мой опыт работы с разными нем. КТВ говорит о том. что у них одно и тоже событие может проходить не только в разное время. но и в разные дни.
Но главное другое. ЕСТЬ У НАС ОСНОВАНИЯ СЧИТАТЬ ЭТОТ ДО-24 ПОТЕРЕЙ, ИМЕЮЩЕЙ ОТНОШЕНИЕ К СОБЫТИЯМ НАД КОНВОЯМИ? Какое у кого есть мнение?
Лично я более склоняюсь к тому, что такое основание есть.
Всетаки его. скорее всего сбил разведчик, который искал вражеский конвой, то есть, можно сказать, что это была первая фаза боя с конвоем.
кстати, нтерестно, а куда это 3 марта мог лететь этот спасатель? Кого вообще в этом районе немцы могли спасать 3-го числа?
Да, вынужден сообщить, что у меня сломался комп. Пишу с нотбука жены. Это очень не удобно. Поэтому, в ближайшее время буду писать очень редко.
С уважением.
Отредактированно ass555 (21.12.2009 18:52:07)
Значится, поскребав по сусекам, "башмак" отметаю - был поврежден 4.3.44 в бою и не с мартлетом, и не с бостоном, а вовсе с бофайтером. (хисторише маринеархив, а там из KTB Seenotzentrale ( Luft ) Nord (KTB).
Значит, остается одно. Норвеги или нем. документы перепутали дату. Старлея Колейникова поздравляем с победой.
Чего там делал ДО-24 - непонятно. 4 числа никто там самолетов не терял вроде. Может все-таки немцы зеенотов привлекали к ПЛО? Не слыхал, но мало ли какая дурнина случается... С боями над конвоем я даже не знаю, как это связать. Можно конечно при желании... Бостон же конвои искал. Но лично я бы не стал.
ass555 - жаль, жаль. Лечите скорее свой аппарат, как же мы без вас?
Павел, спасибо за перевод. Однако Флекке-фьорд - это южная Норвегия. Никаких событий там 10 марта вообще не зафиксировано, так что единственный боевой вариант для того юнкерса - сбили залетные британцы из страйк вингов.
Отредактированно igor (21.12.2009 19:27:09)
ass555 написал:
Оригинальное сообщение #160229
Ведь разница во времени - 2 часа была в тот период. Возможно, у нас уже было 4-е, а у немцев еще 3-е.
Дело в том, что в этот период суток в марте на Севере безпроглядная темень, вот если бы июнь - август, то такое можно было бы предположить.
ass555 написал:
Оригинальное сообщение #160229
ЕСТЬ У НАС ОСНОВАНИЯ СЧИТАТЬ ЭТОТ ДО-24 ПОТЕРЕЙ, ИМЕЮЩЕЙ ОТНОШЕНИЕ К СОБЫТИЯМ НАД КОНВОЯМИ? Какое у кого есть мнение?
Мое мнение - нет. Слишком много несовпадений. К тому же у нас БФ-138 называли как До-24. Весьма возможно, что наш разведчик вел бой с башмаком, подбил его, тот сел на воду, а затем был отбуксирован в ремонт. Такое неоднократно бывало.
igor написал:
Оригинальное сообщение #160243
хисторише маринеархив, а там из KTB Seenotzentrale ( Luft ) Nord (KTB).
А ссылочку можно?
Я так понимаю - эта.
http://historisches-marinearchiv.de/
Игорь прав. Вот запись по данному башмаку:
Typ : B & V
Modell : BV 138 C1
1. Kennung : 6I + AL
Verband : 3. / 130
Werknummer : 1380311030
Bemerkungen : 04.03.1944 Qu 5473/27 Ost, Beschädigt im Luftkampf mit Beaufighter, FuG 200 (TM)
Quellen : KTB Seenotzentrale ( Luft ) Nord ( KTB )
Theodor Mohr + , Jet & Prop ( TM )
Gerhard Hümmelchen,Die deutschen Seeflieger 1939-1945 ( GH )
Horst Thürling,Die 7. Seenotstaffel 1941-1944 ( HT )
Archiv C. Grams
Eingefügt am : 30.11.2008
Eingefügt von : Christian Grams
Letzte Änderung : 30.11.2008
Geändert von : Christian Grams
Как видим, совпадает абсолютно все - и номер машины и место проишествия. в общем - все. Этот башмак точно не наш. Значит, остается До-24. Кстати, на том же архиве можно и его посмотреть и башмак, который был потерян 16 мая.
http://www.historisches-marinearchiv.de … _value=232
Увы, нужного До24 там нет. Но вообще хорошая база.
Да, Дорнье там этого нет, пока. Однако, башмак сбитый 16 мая Вы нашли! Молодец. Я вчера ночью пытался, но не сумел. Значит, башмак 16 мая ПОТВЕРЖДАЕТСЯ. Как я понял и До-24 3-4 марта мы тоже в немецкие потери, связанные с конвоями, мы тоже включаем. Вроде, все неясности, кроме путаницы с датами, разрешились. Все ли согласны с тем, что это наш клиент?
Вернусь к 110-му западному конвою.
igor написал:
Оригинальное сообщение #160125
Последний из рассматриваемых конвоев - западный. По-моему первый такой в наших исследованиях?
Да, этот конвой был первым "западным", который подвергся массированной атаке в 1944 г. 103-й конвой был атакован торпедоносцем-охотником, а 106-й во время стоянки в Бос-фьорде попал под налет 36-й авиадивизии АДД.
igor написал:
Оригинальное сообщение #160125
Группа ОПЛ (UJ.1206/19/NH.03) вышли из Вардё и приняли конвой на выходе из Кьелмё-сунда.
Группа ОПЛ (UJ.1212/07/NH.06) в районе Нордкин - Вардё служила дальним прикрытием.
На самом деле вторая группа охотников присоединилась у Вардё и шла непосредственно в ордере до Хоннингсвога. Кроме того, в боевом донесении 9-й фл. ТЩ фигурирует и СКР NKi-14. См. сами
igor написал:
Оригинальное сообщение #160125
при этом Синицын прямым попаданием 2 ФАБ-100 повредил ТЩ 400-500 т (на следующий день его якобы обнаружили выброшенным на берег у м. Маккаур)
Сдается мне обнаружили многострадальный корпус ТР "Наталь"
igor написал:
Оригинальное сообщение #160125
Однако по ошибке ведущего — кап. Гусева и его штурмана — кап. Скнарева самолеты вышли не в район Сюльте-фьорда, а к м. Кибергнес.
Там немного сложнее все было. Вот отрывок из книги:
Видимая безуспешность удара 5 марта стала поводом для серьезного анализа в штабе ВВС СФ. Когда 13 марта воздушная разведка доложила об обнаружении очередного каравана, Андреев решил увеличить состав группы торпедоносцев до шести машин. Ставка на внезапность более не делалась, в связи с чем на каждый торпедоносец выделялось по три истребителя прикрытия. Для этого шестерка «кобр» была усилена 12 «Киттихауками» 27-го иап. Группа штурмовиков уменьшалась до четырех Ил-2 (прикрытие – четыре Як-1), причем им ставилась чисто обеспечивающая задача – подавить огонь кораблей охранения. Кроме того, выделялась еще шестерка истребителей для барража над Варангер-фьордом. Ей предстояло воспрепятствовать действиям перехватчиков с аэродрома Луостари.
В целом правильный замысел был целиком сорван неправильными действиями исполнителей. Все началось с инструктажа пилотов торпедоносцев в штабе 9-го гмтап. С того момента, как осенью 1943 г. штаб ВВС СФ взял разработку планов ударов в свои руки, штабы дивизий и полков превратились в передаточные инстанции, отвечавшие исключительно за качественность исполнения чужих замыслов. Их смысл работникам штабов полков и дивизий далеко не всегда был понятен. До 13 марта все проходило без срывов, но в тот день все случилось иначе. Летчики привыкли к тому, что они атакуют «восточные» конвои в тот момент, когда они уже находятся в Варангер-фьорде. 13-го же разведка засекла конвой, идущий из Киркенеса, который к моменту нанесения удара уже прошел Варангер-фьорд, обогнул Варде и теперь двигался на запад. Штурман эскадрильи капитан Скнарев, которому предстояло в этом вылете выполнять роль ведущего, механически проложил курс к мысу Кибергнес. Никто из штаба полка или дивизии не попытался проверить правильность уяснения задачи.
В момент старта у торпеды одного из «Бостонов» оторвался стабилизатор и по приказу с земли он вернулся на аэродром. На замену вылетела резервная машина, но группу не догнала и тоже вернулась. Главные же неприятности ждали впереди. Ведущий, командир эскадрильи капитан Гусев вскоре понял, что данный штурманом курс приведет их не туда, куда нужно (он также присутствовал на инструктаже и задачу понял верно). Он был бы рад дать команду на перерасчет курса, но не сумел воспользоваться внутренней переговорной связью – на А-20Ж он ранее не летал. Он смог определиться и взять правильное направление только когда достиг берега в районе мыса Кибергнес. Казалось, что после этого группа сможет нанести удар пусть и с опозданием, но не тут-то было. Пилоты истребителей, посчитав, что они уже прибыли в район цели, сбросили дополнительные топливные баки в море и перешли на внутренние баки. Когда торпедоносцы достигли Перс-фьорда, ведущий истребителей доложил, что топлива у него хватит только на обратный путь, но ответа, по понятной причине, не получил. Даже после того, как истребители повернули на базу, капитан Гусев все еще не потерял надежду найти и атаковать противника. Лишь обнаружив над караваном, незадолго до этого атакованным Ил-2, более десятка «мессершмиттов», он лег на обратный курс. Что же касается действий штурмовиков, то, несмотря на возвращение по причине неисправности одной машины на аэродром они отработали довольно успешно. Их бомбы и пушечно-пулеметный обстрел нанесли повреждения охотнику и сторожевику, экипажи которых потеряли одного матроса убитым и еще семь ранеными. Два Ил-2 и один «як» получили повреждения, еще один истребитель разбился при вынужденной посадке. Воздушный бой не принес результатов ни одной из сторон.
Отредактированно Botik Petra Velikogo (22.12.2009 12:08:14)
У командира Киркенеса про вторую группу ОПЛ было написано путано - что в районе Нордкин - Вардё она фернзихерунг (т.е. дальнее прикрытие), а потом непосредственно у конвоя. Это ведь нелогично - конвой ведь идет от Вардё к Нордкину, а не наоборот! Так что я не стал писать вторую часть фразы.
Да нет, к Вам никаких претензий: в КТВ моркоменданта и КСВ написано как раз о дальнем прикрытии. Для того, чтобы найти истину пришлось лезть в донесение командира конвоя и КТВ 12-й фл. БО. А там еще и один СКР нашелся. Просто информация к размышлению о том как может отличаться инфа в "верхних" и "нижних" КТВ.
Страниц: 1 2