Вы не зашли.
РыбаКит написал:
#1343034
Вообще они мотались на Север и обратно постоянно. По крайней мере в 80-ых так было- идешь по Севастополю и куча бесок- СФ
Это в 1980-ых. А в начале 1960-ых, если я правильно помню, советский флот даже постоянного присутствия в Черном Море не поддерживал.
В черном? Поддерживал конечно
Пардон, опечатался. В Средиземном, разумеется.
Cobra написал:
#1343040
Так не бывает. Боекомплект выгружают
а. при заводском ремонте...
б. при доковом ремонте
в. При консервации корабля.
г. При списании корабля.
Что тут говорить. Ненавижу штампы, но похоже статью писал политработник, и не о крейсере, а о политработе на крейсере. Что ж подождем, пока ув. Dilandu не напишет работу о противодействии Свердловам и попутно зацепит и их самих.
Заблоцкий. Крейсера типа Свердлов...
Sergey написал:
#1343094
Что ж подождем, пока ув. Dilandu не напишет работу о противодействии Свердловам и попутно зацепит и их самих.
Ну, строго говоря, я размышляю над статьей не столько о "Свердловых" и противодействии им, сколько о "Свердловофобии" в британских военно-морских кругах 1950-ых и проектам/прожектам, реализованным на ее основе... Вы удивитесь, сколько систем вооружений в 1950-ых разрабатывалось Великобританией с референом "...и еще оно должно суметь потопить этот чертов "Свердлов"!"
Вот честно, я понятия не имею, откуда британцы взяли, что СССР вообще планировал какие-то масштабные рейдерские операции надводными кораблями в годы ХВ. Может, кто из коллег просветит?
Вот нигде я ничего подобного не слышал. Максимум набеговые операции в составе отрядов в сопровождении ЭМ, еще к тому же планируя успеть вернуться под зонтик, ну а в 70-е конечно слежение.. В древнем тактическом руководстве ничего подобного не было...
5 января 1963 года, в связи с расформированием 25-й эскадры надводных кораблей, крейсер «Михаил Кутузов» вновь возглавил 150-ю бригаду ракетных кораблей, которая пополнялась новыми кораблями.
3 марта на выборах в местные Советы депутатов трудящихся в Севастопольский городской Совет был избран мичман крейсера Сучков Анатолий Иванович, командир боевого информационного поста, секретарь партийной организации радиотехнической службы.
С 4 по 13 июня крейсер «Михаил Кутузов» находился в порту Бургас в Болгарии, где проходил показ новой боевой техники Военно-морского флота СССР высшим офицерам вооруженных сил стран-участниц Варшавского договора. Но корабль не был музейным экспонатом. Личный состав показывал все возможности боевого использования корабля. Крейсер осмотрели заместитель Министра Обороны СССР маршал Советского Союза А.А. Гречко, Начальник Главного Политического Управления Советской Армии и Военно-Морского Флота генерал армии А.А. Епишев, Главнокомандующий Военно-морским флотом Адмирал флота С.Г. Горшков, Главнокомандующий ракетных войск маршал Советского Союза С.С. Бирюзов, Главнокомандующий Военно-Воздушных Сил Главный маршал авиации К.А. Вершинин, Главнокомандующий Сухопутных войск маршал Советского Союза В.И. Чуйков, Главнокомандующий Войск Противовоздушной обороны страны маршал авиации В.А. Судец, а так же Председатель Совета Министров Болгарской народной республики Тодор Живков, министры обороны стран-участниц Варшавского договора. Боевая и повседневная организация, содержание корабля, работа материальной части и действия личного состава получили высокую оценку Высшего командования.
На день Военно-морского флота на крейсер приезжала делегация шефов из Новороссийска. Они привезли подарки морякам от тружеников города и поздравительный адрес:
«...Новороссийцы гордятся тем, что самоотверженный труд нашего народа надежно охраняют воины Советских вооруженных Сил, в том числе их боевой отряд – Военно-морской флот. Уверены в том, что личный состав подшефного Новороссийску крейсера «Михаил Кутузов» свято хранит революционные и боевые традиции моряков-черноморцев, неустанно совершенствует свою выучку, умело владеет военной техникой.
Поздравляя матросов, старшин и офицеров с праздником, желаем им новых успехов в боевой и политической подготовке, крепкого здоровья и счастья в личной жизни».
Подписали адрес Секретарь Новороссийского горкома КПСС О.А, Сыченников и председатель Новороссийского горисполкома Н.Е. Тупицин.
В сентябре старший помощник командира капитан 2 ранга А.И. Мищенко получил назначение командиром крейсера «Дзержинский». На его должность был назначен капитан 2 ранга Н.К. Федоров, ранее служивший помощником командира на крейсере «Дзержинский».
4 октября крейсер выполнил состязательную артиллерийскую стрельбу на приз Военно-морского флота с оценкой «Отлично» и приказом Главкома ВМФ от 24 декабря 1963 года награжден переходящим призом Военно-морского флота за успешное выполнение состязательных стрельб.
Всего за 1963 год крейсером было пройдено 7137,0 мили.
Не слышали, а придумали дабы удержать правительство от дальнейшего секвестра флота, на фоне беспрецендентного для России/СССР роста флота - отсюда попытка демонизации....
Отредактированно Cobra (28.02.2019 12:41:00)
Cobra написал:
#1343251
Не слышали, а придумали дабы удержать правительство от дальнейшего секвестра флота, на фоне беспрецендентного для России/СССР роста флота - отсюда попытка демонизации....
Yep. Все та же старая добрая "война со сломанной спиной" - предположение, что обмен атомными ударами будет носить нерешительный характер и потребуется после него продолжительная конвенционная фаза, в которой на первое место выйдут вопросы защиты коммуникаций. Для флота, она была очень удобной...
Dilandu написал:
#1343063
В Средиземном, разумеется.
В Средиземном до лета 1961 были (ПЛ в Албании)
Dilandu написал:
#1343018
В какой океан должен был выйти крейсер, находящийся в Черном Море?
Дык на Кубу, морская составляющая "Анадыря"
Cobra написал:
#1343251
Не слышали, а придумали
Может сталинское "крейсер-бандит" не к тому проекту "приложили"
Отредактированно charlie (28.02.2019 16:34:23)
Старый Судоремонтник написал:
#1342983
Праздничный день Советской Армии и Военно-морского флота «Михаил Кутузов» провел в трудах и заботах – его в очередной раз ставили в док. Всего за неделю личный состав очистил и окрасил подводную часть судна по полной схеме в 6 слоев краски.
Откуда бралась такая информация? Не ради придиризма к Вам, просто интересно, при тех средствах механизации \пневматические ручные машинки\ команда даже начав работать сразу после осушения дока, т.е. при "мокром корпусе" \пока наросты не высохли и не затвердели\ посменно, за сколько времени сможет очистить корпус? Пусть сутки, тогда 6 слоев краски наносятся по слою в сутки. Время на высыхание даже южной зимой? Это если без поправок на погоду. Очень отдает какой-то или фикцией, или низким качеством работ... Не говоря о том, что нанеси 10 слоев краски на плохо зачищенную поверхность - результат будет хуже, чем 3 слоя но на отлично подготовленную поверхность.
Старый Судоремонтник написал:
#1342983
1 апреля корабль вышел из дока и на следующий же день принял участие в тактических учениях флота, проходивших со 2 по 6 апреля.
Т.е. март корабль стоял в доке... Может весь март зачисткой-покраской занимались?
Но здесь такой вопрос возникает: после дока корабль пару дней "отстаивается" на предмет появления возможных течей. Потом прием запасов: вода, ГСМ, боезапас. Ко 2 апреля не успевает, числу к 4-5 самое раннее... Или последоковый отстой не проводился? Либо был совмещен с приемкой запасов?
Эд написал:
#1343459
Почитайте его работы. Он всегда с уважением относился к своей стране
шутка? Можно и конституцию советскую почитать. Отличная книженция. Реально. Много людей посадили, которые требовали : "соблюдайте свою конституцию"
Старый Судоремонтник написал:
#1342983
Праздничный день Советской Армии и Военно-морского флота «Михаил Кутузов» провел в трудах и заботах – его в очередной раз ставили в док. Всего за неделю личный состав очистил и окрасил подводную часть судна по полной схеме в 6 слоев краски.
Откуда бралась такая информация? Не ради придиризма к Вам, просто интересно, при тех средствах механизации \пневматические ручные машинки\ команда даже начав работать сразу после осушения дока, т.е. при "мокром корпусе" \пока наросты не высохли и не затвердели\ посменно, за сколько времени сможет очистить корпус? Пусть сутки, тогда 6 слоев краски наносятся по слою в сутки. Время на высыхание даже южной зимой? Это если без поправок на погоду. Очень отдает какой-то или фикцией, или низким качеством работ... Не говоря о том, что нанеси 10 слоев краски на плохо зачищенную поверхность - результат будет хуже, чем 3 слоя но на отлично подготовленную поверхность.
Старый Судоремонтник написал:
#1342983
1 апреля корабль вышел из дока и на следующий же день принял участие в тактических учениях флота, проходивших со 2 по 6 апреля.
Т.е. март корабль стоял в доке... Может весь март зачисткой-покраской занимались?
Но здесь такой вопрос возникает: после дока корабль пару дней "отстаивается" на предмет появления возможных течей. Потом прием запасов: вода, ГСМ, боезапас. Ко 2 апреля не успевает, числу к 4-5 самое раннее... Или последоковый отстой не проводился? Либо был совмещен с приемкой запасов?
Очень хорошо, что Вас интересуют вопросы эксплуатации флота.
Надо понимать, что ракушки на корпусе было мало, все же корабль в моря ходил... И не стоял на одном месте... Это будет потом, при отстое. Но и там будут следить за обрастанием. Так что обрастание было малым.
На очистке корпуса работала вся команда, а не только палубные матросы. Честно говоря, я не знаю какие средства очистки были в то время у моряков. Но ведь какие-то были. Так что очистить корабль за двое - трое суток можно было.
Окраска. Погода в марте стояла хорошая, теплая. Так что могли между слоями краски дать отстоя 6 - 8 часов. И снова красить. Так что в сутки возможна покраска 2 слоёв. тогда 6 слоёв краски накладывают за 3-е суток и сутки сохнет окончательно.
Стоянка в доке составляла весь ремонт корабля. То есть не было крупных корпусных и механических работ. Не менялись радио- и прочие приборы. И т.д. Тем более, что работы выполнялись корабельным составом. Очистились, покрасились и выполнили часть мелких работ по ремонту оборудования. И все... Поэтому корабль и вышел с дока готовый к службе.
Да, днище и подводную часть корабля ни кто не резал. Какие течи? Ну и потом, на службе проверяли... А кингстоны и прочие существующие отверстия, проверяться при затоплении корабля в доке...
Кроме того, 2 апреля начались учения, 6 апреля закончились. Ну и что? Кораблю надо было до конца учений в них принять участие, то есть загрузиться всем и по участвовать в каком-то эпизоде учений. И все..
Вообще, флот в то время, в начале 60-х, серьезно готовился к боям с противником поэтому всё могло быть...
Эд написал:
#1343459
Почитайте его работы. Он всегда с уважением относился к своей стране.
...Угу, а еще он не курил и использовал трубку только чтобы выдувать мыльные пузырики))) Seriously, ну имейте вы пределы в сталинославии. Любой человек может вставить образный оборот.
Старый Судоремонтник написал:
#1343533
Надо понимать, что ракушки на корпусе было мало, все же корабль в моря ходил... И не стоял на одном месте... Это будет потом, при отстое. Но и там будут следить за обрастанием. Так что обрастание было малым.
На очистке корпуса работала вся команда, а не только палубные матросы. Честно говоря, я не знаю какие средства очистки были в то время у моряков. Но ведь какие-то были.
Здесь дело не в степени обрастания, а больше в техническом оснащении дока механизмами для очистки корпуса. Необходимо снимать не только ракушку и проч. обрастания, а и старую краску. На малых судах в военном доке, где был только ручной \шкребки\ и ручной пневмо \т.н. шарожки\ выходила вся команда, как только док осушился, и чистили до победного конца, пока не высохло. Но там в отличии от крейсера со стапель палубы можно было дотянутся до ВЛ шкребком на длинной палке-черенке.
На Кр потребуется ставить козлы, лестницы и т.п.
У моряков никаких средств очистки не было. Кроме ручного инструмента. Свои технические средства корабль в доке использовать не может. Все зависело от степени оснащенности дока.
Команда вполне могла после осушения дока работать в несколько смен круглосуточно. Это авральные работы и на них будет выведен весь экипаж не зависимо от БЧ, за исключением единиц, занятых на корабле.
Старый Судоремонтник написал:
#1343533
Погода в марте стояла хорошая, теплая. Так что могли между слоями краски дать отстоя 6 - 8 часов. И снова красить. Так что в сутки возможна покраска 2 слоёв.
Военные могут красить не по технологии нанесения краски, а по приказу начальства Мне интересно в данном случае какой способ окраски применялся, я склоняюсь ко второму. Также интересно какие краски тогда использовались для окраски подводной части корпуса. Если свинцовый сурик разведенный на олифе, тогда явно о 6-8 часах на высыхание \это при условии что не было дождей, что в марте сомнительно\ речи не идет. 6 слоев кисточкой силами всего экипажа - очень сомнительно. Учитывая большую поверхность, работы на высоте - процесс будет не быстрым. За несколько часов не реально. Красили такое кол-во слоев скорее краскопультами. Здесь массовость людей не нужна, но процесс тоже не быстрый.
Даже на корабле меньшего ВИ, при стоянке в доке подобные работы занимали около 2 недель \без учета осадков\ при том что выполнялись малярами дока и более современными специализированными инструментами.
Старый Судоремонтник написал:
#1343533
Стоянка в доке составляла весь ремонт корабля. То есть не было крупных корпусных и механических работ. Не менялись радио- и прочие приборы. И т.д.
Докования Кутузова по Вашим сведениям декабрь 1958 - январь 1959, следующее 1962, т.е. спустя 3 года. Доковый ремонт включает зачистку корпуса, дефектовку обшивки \в то время сверление через определенные промежутки\, только потом покраску. Если допустить, что видимых повреждений не было, корабль сравнительно новый, сверления могли не делать.
Другие элементы докового ремонта представляете? Кораблю 7 лет, отходил прилично. Винто-рулевая группа с дейдвудами и донно-забортная арматура однозначно в ремонте, если не 100%, то отдельными элементами.
Из радио-электроники в доке в ремонте лаг и эхолот, точнее их выступающие за днище корабля приборы. Более ничего под категорию доковый ремонт не попадает. Механические работы, т.е. работы по ремонту механизмов \за исключением перечисленного выше\ - под категорию доковый ремонт не попадают. Хотя могут ремонтироваться во время стоянки корабля в доке, но не входят в перечень работ по доковому ремонту.
Старый Судоремонтник написал:
#1343533
Да, днище и подводную часть корабля ни кто не резал. Какие течи? Ну и потом, на службе проверяли... А кингстоны и прочие существующие отверстия, проверяться при затоплении корабля в доке...
По последоковому отстою возможно он применялся не во всех случаях или мог быть совмещен с приемом запасов.
Проверка кингстонов и прочей ДЗА будет во время выхода из дока. Проверка дейдвудов во время затопления дока предварительная \на потекло\не потекло\, окончательно только после ходовых испытаний во время вращения валолиний.
Старый Судоремонтник написал:
#1343533
Вообще, флот в то время, в начале 60-х, серьезно готовился к боям с противником поэтому всё могло быть...
Вот поэтому и заинтересовался особенностями докового ремонта Кутузова.
г. Veter!
Особенности ремонта 1960-х годов сейчас ни кто не расскажет. Практически не сохранилась документация. Видимо, хранилась, а по прошествии скольких-то лет - просто уничтожалась под зорким оком секретчика или кого-то из этой среды. И найти подробности ремонта того или иного корабля или судна сейчас весьма и весьма сложно. Например, сейчас ничего не сохранилась по ремонтам судов типа "София", "Пекин" и иже с ними. Просто все уничтожено. Да и кому это надо? Суда и корабли списаны, значит ни где ничего такого не будет... По механизмам - возможно что-то и сохранилось.
Кстати, материалы по ремонту "Софий", "Пекинов" и других танкеров хранились на заводе в двух подразделениях: в архиве завода и в отделах главного конструктора и главного технолога. И сейчас не найти ни одной бумажки по судоремонту судов до 2005 года. Да и позже - то же весьма и весьма...
Так что при всем желании - что есть, то есть, всё выкладываю, что знаю, в том числе и по ремонтам... А больше - не знаю. Да и врять ли кто и что знает...
31 октября корабль встал на текущий ремонт в Севморзавод в г. Севастополе. 30 апреля 1964 года ремонт был закончен. После сдачи всех курсовых задач 14 июня крейсер «Михаил Кутузов» был зачислен в «боевое ядро флота», фактически представлявшего ту же эскадру надводных кораблей.
Год 1964 стал для крейсера годом дальних походов.
14 июня под флагом командующего Черноморским флотом адмирала С.Е. Чурсина отряд кораблей в составе крейсера «Михаил Кутузов», флагман, и больших противолодочных кораблей «Комсомолец Украины» и «Сообразительный», вышел в море. С 18 по 25 июня корабли посетили югославские порты Сплит и Дубровник. Корабль посетили посол СССР в Югославии Рузанов и командующий Адриатическим флотом Югославии вице-адмирал Брута. Личный состав корабля показал отличную воинскую выправку, дисциплину и организованность, за что получил высокую оценку командования.
25 июня крейсер вышел на боевую службу в Средиземное море. Одиночные корабли флота стали выходить на боевую службу с 1963 года. Их задачей было «показать флаг», то есть подтвердить присутствие Советского военно-морского флота на Средиземном море, ведение разведки и слежение за кораблями вероятного противника, а так же - освоение нового театра военных действий. В ходе службы проводилась отработка боевых задач в условиях, максимально приближенных к реальным боевым. Ведь ни кто не знал, как будут дальше развиваться международные события. Останется противник вероятным или превратится в реального. Несмотря на большое напряжение личного состава, на большой расход моторесурса всех механизмов корабля, политически и, с точки зрения боевой подготовки, такое решение было оправдано. Присутствие крупных советских боевых кораблей сдерживало агрессивность 6-го флота США. Служба советских моряков проходила за пределами территориальных вод средиземноморских государств, без захода в порты. Все необходимое крейсер взял с собой в главной базе флота. Две трети времени «Михаил Кутузов» находился на ходу, а треть – стоял на якоре в определенных точках. Боевая служба прошла без происшествий. 7 июля корабль вернулся в Севастополь.
26 июля крейсер «Михаил Кутузов» посетил Главнокомандующий вооруженными силами стран Варшавского договора маршал Советского Союза А.А. Гречко и главный маршал бронетанковых войск П.А. Ротмистров.
7 августа крейсер совершил переход в Болгарию, порт Варна. За время стоянки в порту с 8 по 12 августа «Михаила Кутузова» посетили первый секретарь ЦК КП Болгарии Тодор Живков, министр обороны Болгарии генерал-полковник Добрек Джурев и командующий военно-морским флотом Болгарии контр-адмирал Добрев. 13 августа корабль вернулся в Севастополь.
10 сентября крейсер «Михаил Кутузов» вышел в море под флагом командующего Черноморским флотом для участия в учениях флотов стран Варшавского договора. В ходе учений он заходил в Болгарский порт Бургас, где корабль посетили первый секретарь ЦК КП Болгарии Тодор Живков, Главнокомандующий вооруженными силами стран Варшавского договора маршал Советского Союза А.А. Гречко и Главнокомандующий Военно-морским флотом СССР адмирал флота С.Г. Горшков. А.А. Гречко и С.Г. Горшков пришли в Бургас на БПК «Комсомолец Украины». По желанию личного состава крейсера Тодор Живков был зачислен почетным матросом корабля. 22 сентября «Михаил Кутузов» вернулся в Севастополь. Боевая и повседневная организация, содержание корабля, работа материальной части и действия личного состава во время учений получили высокую оценку командования.
16 октября на крейсере «Михаил Кутузов» побывал командующий военно-морским флотом Индии адмирал Сэмсон, посетивший Черноморский флот. Советский Союз поставлял в Индию вооружение, в том числе и боевые корабли. Поэтому визит индийского командующего имел целью знакомства с организацией и боевой подготовкой советских моряков и присмотреть новые корабли. Но сменившееся руководство страны крейсера проекта 68-бис больше передавать не стала, а развернула строительство боевых кораблей по заказам Индии. После «потери» Индонезии, Индия рассматривалась как союзник, у которого возможно было иметь базу для эскадры советских кораблей в Индийском океане.
11 ноября на корабле был проведен тематический вечер «Знамена рассказывают». На него были приглашены девять ветеранов Великой Отечественной войны, среди них Р.А. Пирогов, член партии с 1917 года, делегат XXIII съезда КПСС, автор книги «Друзья-товарищи» И.П. Александров, участник боев за Новороссийск капитан 3 ранга Герой Советского Союза И.П. Шенгур, воевавший во 2-й бригаде торпедных катеров Черноморского флота, и другие.
20 ноября корабль посетил врач-космонавт Б.Б. Егоров, из состава экипажа первого в мире трехместного космического корабля «Восход».
В этот год на крейсер с новым пополнением пришли молодые матросы, призванные в Курской области. За прохождением их службы пристально следили Курские обкомы партии и комсомола. Так установились шефские связи Курской области и крейсера «Михаил Кутузов». Облвоенкомат Курской области стал готовить до 100 призывников целевым назначением на крейсер. На корабль прибывали делегации из области, с корабля отправлялись делегации в Курск. В них включали наиболее отличившихся матросов-курян. Они должны были выступать перед призывниками и рассказывать о своей службе. В делегации от области, по просьбе командования крейсера, приглашались родители матросов - отличников боевой и политической подготовки. Это было для матросов дополнительным поощрением за доблестную службу. В одном из писем командир крейсера капитан 2 ранга Н.К. Федоров докладывал Военному комиссару Курской области генерал-майору А. Журавлеву:
«...Сообщаем Вам, что основная масса посланцев Курска после прохождения службы в экипаже, прибыла на корабль. Часть Ваших призывников еще продолжает учиться в учебном отряде.
В своем большинстве куряне хорошо начали службу и уже добились успехов в изучении техники и орудия.
Мы очень благодарны Вам и работникам военкоматов за большую работу по отбору к отправке на крейсер «МИХАИЛ КУТУЗОВ» молодого пополнения...
Думаем, что наши связи, дающие первые положительные ростки, и дальше будут крепнуть. Просим Вас при очередном призыве направить к нам не менее 100 человек молодежи Курска и Курской области. Одновременно просим Вас сообщить заранее программу мероприятий по их отправке на флот с тем, чтобы мы могли своевременно выслать свою делегацию...»
Старый Судоремонтник написал:
#1344079
Особенности ремонта 1960-х годов сейчас ни кто не расскажет. Практически не сохранилась документация. Видимо, хранилась, а по прошествии скольких-то лет - просто уничтожалась под зорким оком секретчика или кого-то из этой среды.
Вопрос у меня возник из-за нереальных на мой взгляд сроков зачистки и покраски подводной части корпуса. Это совсем не секретная технология. Гражданские суда думаю красили точно такой же краской \грунтом\.
Старый Судоремонтник написал:
#1344079
Кстати, материалы по ремонту "Софий", "Пекинов" и других танкеров хранились на заводе в двух подразделениях: в архиве завода и в отделах главного конструктора и главного технолога. И сейчас не найти ни одной бумажки по судоремонту судов до 2005 года.
Я думаю просто выбросили \сожгли, сдали в макулатуру\, поскольку ценности для историков не несут, заводу содержание хранилищ архивов - лишние расходы. Да и 90% материалов будут представлять наряды, заявки на расходные материалы и т.п. Какой-то интерес могут представлять ремонтные ведомости, акты ходовых испытаний корабля.
Правильно, документы выбросили в макулатуру. В том числе и серьезные бумаги отделов главных конструктора и технолога, в которых описывается ход ремонта, то есть главные ремонтные материалы. Ибо, в ремонте очень много мелких работ, на которые не обращают внимание, а есть такие, которые и определяют сроки выхода судна из ремонта. Например ремонт корпуса, ремонт главного двигателя и т.д. Поэтому уничтожение всех документов - это просто уничтожение истории. Надо бы на каждом заводе иметь людей, которые будут решать, что уничтожать, а что оставлять. Но это нам с Вами не подвластно...
Поэтому, все уходит, просто уходит и безвозвратно...
Кстати, ремонтные ведомости по судно весьма интересны. С одной стороны старший механик утверждает, что есть в ремонтной ведомости пункт, а в ведомости - нет, исключили при согласовании в пароходстве, а механика в известность не поставили. Да, были случаи в жизни...
А на счет окраски кораблей и судов. Тут надо рассмотреть вопрос в 60-е годы. Чем именно красили военные и гражданские суда? Ведь дел доходило до того, что на нашем заводе в 90-е годы красили грунтом, слоёв в 6... Именно - одним грунтом, потому что противообрастающих красок не было.
Да, было время...
Год 1965 был годом 20-летия Победы Советского народа в Великой Отечественной войне. В этом году день Победы 9 мая был объявлен праздничным, не рабочим днем. Указом Президиума Верховного Военного Совета СССР Черноморский флот был награжден орденом Красного Знамени.
В мае этого года в Средиземное море вышла первая, еще нештатная, эскадра кораблей Черноморского флота под командованием капитана 1 ранга И.Н. Молодцова. Штаб эскадры находился на крейсере «Слава», бывшем «Молотове», ветеране Великой Отечественной войны.
Крейсер «Михаил Кутузов» вновь готовился к несению боевой службы в Средиземном море. Отрабатывая поставленные перед ним задачи, он выполнял стрельбы из всех видов оружия. С 3 мая по 3 июня корабль стоял в доке, где выполнили необходимый ремонт и замену аппаратуры. 4 июля «Михаил Кутузов» вышел на боевую службу в Средиземное море, сменив крейсер «Слава», которая продолжалась до 25 августа и прошла без происшествий.
В 1965 году на корабль пришел новый помощник командира по политической части капитан 3 ранга С.С. Рыбак. Впоследствии Сергей Сергеевич был помощником командира Средиземноморской эскадры по политической части, стал контр-адмиралом.
Адмирал И.В. Касатонов, сын адмирала В.А. Касатонова, пошедший по стопам отца, в книге «Записки Командующего Черноморским флотом» отметил среди своих самых достойных учителей Ю.А. Стадниченко и С.С. Рыбака, бывших офицеров крейсера «Михаил Кутузов».
20 октября крейсер выполнил состязательную артиллерийскую стрельбу на приз Главнокомандующего ВМФ с оценкой «отлично».
За высокие результаты, достигнутые в состязании по тактической и огневой подготовке крейсер «Михаил Кутузов» приказом командующего Черноморским флотом № 0428 от 18 декабря 1965 года был награжден переходящим призом Краснознаменного Черноморского флота.
За 1965 год кораблем пройдено 9.724,8 мили.