Сейчас на борту: 
ancibor75,
Elektrik,
Eudgen,
Gerry,
iTow,
Kronma,
Nemo-800,
NJ,
rkbob,
Вадик,
Стволяр
   [Подробнее...]

#76 06.04.2020 13:40:37

Старый Судоремонтник
Лейтенант
let
Откуда: г. Новороссийск
Судоремонтный завод
Сообщений: 1694




Re: Сколько лет НСРЗ?

Во второй половине 1916 года Городская Дума стала определять, какой процент предприятия работает на оборону. Но по казенному порту нет документов по такой проверке. Да и сохранившиеся документы показывают, что не спешило руководство порта нагружать портовые мастерские заказами на оборону. Даже не захотели взять заказ Временного военного порта на изготовление парусно-моторных шхун. Для чего военным пришлось создавать свою судоверфь в Новороссийске.
    С второй половины 1916 года мастерские стали привлекать военнослужащих – солдат для выполнения работ, где-то 130 -140 человек одновременно. И это при своих 35 – 40 человек. Впрочем, число работающих в мастерских постепенно, но достаточно медленно, росло.
Так, на август 1916 года в мастерских числилось, без учёта солдат, следующие рабочие: 37 мужчин, из них 3 русских, по 3 поляка и армян и один грек, 3 женщины и 7 подростков, все русские. Всего 47 человек.
    В архиве имеется счет, предъявленный Командиру Временного Новороссийского Военного порта за ремонт транспорта № 47 от 30 января 1917 года, в котором оговаривается отдельно: рабочим и мастерам по распискам 542 руб. 21 коп., солдатам по табелям – 153 руб. 62 коп. А с прибавлением 50% на рабочую силу – 347 руб. 97 коп. Итого, всего за рабочую силу 1043 руб. 80 коп.
         Вот так, с прибавлением 50% производился расчет накануне Февральской революции. 
    А так же в архиве г. Харькова имеются данные о постройке здания конторы в 1916 году.

 

#77 06.04.2020 13:42:13

Старый Судоремонтник
Лейтенант
let
Откуда: г. Новороссийск
Судоремонтный завод
Сообщений: 1694




Re: Сколько лет НСРЗ?

Вышел на один день. И снова гулять, где-то по 1 мая... Все хорошо, да вот только с зарплатой не понято: будут ли платить и сколько...

 

#78 20.04.2020 13:27:38

Старый Судоремонтник
Лейтенант
let
Откуда: г. Новороссийск
Судоремонтный завод
Сообщений: 1694




Re: Сколько лет НСРЗ?

Снова вышел на один день.

       2 марта Император Николай II отрекся от престола.
      4 марта об этом весть пришла в Новороссийск. В этот день в Новороссийске состоялась многотысячная демонстрация жителей города. Городская Дума образовала комиссию, которой поручила создать комитет общественной безопасности.
        7 марта создан Совет рабочих и Солдатских депутатов города Новороссийска. Большинство мест в Совете принадлежало меньшевикам и эсерам. Председателем Новороссийского исполкома был избран меньшевик,  фамилия которого ни когда в советское время не упоминалась.
       10 марта в Новороссийске состоялось первое легальное собрание большевиков. На нем была избран городской комитет РСДРП(б). Всего в Новороссийской городской организации РСДРП(б) было зарегистрировано 11 человек. На следующий день они направили сообщение об этом в ЦК РСДРП и
Новороссийский совет. В письме, адресованному Совету, они писали:
      "Ставим вас в известность,  что в городе Новороссийске 10-го сего марта организовалась Новороссийская группа РСДРП(б),о чем сегодня 11 марта с.г. послано оповещение в ЦК РСДРП. Состав президиума: председатель тов. Худанин Александр Евдокимович, секретарь тов. Клейменов Василий Яковлевич, житель разъезда Гайдук, Владимирская железная дорога, цементный завод "Победа", и казначей тов. Беляев Семен Яковлевич, житель Новороссийска, Мефодиевский поселок, Пироговская улица.
        Все сношения просим производить через тов. председателя группы, адресуя корреспонденцию:  гор. Новороссийск  Черноморской губернии, почтамт, до востребования А.Е. Худанину".
    18 марта приказом Временного правительства в Черноморскую губернию назначен комиссаром член У1 Государственной Думы кадет Н.Н. Николаев:                         
       "Комиссар  Временного  правительства по Черноморской  губернии,
член Государственной Думы Николай Николаевич Николаев вступил в исполнение своих обязанностей, возложенных на него Правительством,18
марта; затем, ознакомившись на месте с положением дел,  сохранил за мною управление губернией, а с 20 марта, на время своего отсутствия, передал  мне по управлению  свои полномочия.  Вступил в управление Черноморской губернией на основании полномочий Временного правительства, объявляю о сем надлежащим лицам и учреждениям.
   Подлинный подписал исполняющий дело Губернатора вице-губернатор
                            Л. Сенько-Поповский 23 марта 1917 г."

 

#79 22.06.2020 15:37:06

Старый Судоремонтник
Лейтенант
let
Откуда: г. Новороссийск
Судоремонтный завод
Сообщений: 1694




Re: Сколько лет НСРЗ?

Вроде бы вышел "на совсем" - начали работать. Правда, завод работал все время, но часть людей отправили на "удаленку" и меня в том числе. Так что дома сидел, писал по не многу.


После нескольких дней радости и веселья началась работа различных организаций.  Так, 23 марта в 6 часов вечера, после смены, состоялась «заседание морских делегатов и администрации служащих по устройству Новороссийского порта». Председателем собрания был избран А.В. Жарский, а секретарем – В.Г. Молчанов. После обсуждения вопросов «служащих морской части», не затронув ни одного вопроса мастерских, «по окончании заседания собравшиеся во главе с делегатами благодарят  А.В. Жарского за его ревностное участие в заседании и оказанную поддержку в нуждах служащих морской части Управления работ Новороссийского порта. г. Председатель обращается к собравшимся с призывом работать сплоченее, дабы не помешать положению на фронтах. Сходки, по возможности, не устраивать во время работ, ввиду того, что могут быть задержки в выполнении военных заказов, могущих повлечь за собой плохие последствия нашей родины и свободе, давшей нам возможность легко вздохнуть.
Все находившиеся одобрили высказанное г. председателем и обещали работать с большей энергией, чем раньше. Заседание закрылось в 9 1/2 час. вечера».
    В то же время в 1917 году Городской Исполнительный  Комитет Совета Рабочих и Солдатских Депутатов обращался в Новороссийскую Городскую Управу:
    "Доводим до Вашего сведения, что согласно постановления общего собрания Совета Рабочих и Солдатских депутатов 9 апреля с.г. общее собрание Совета Рабочих и Солдатских  депутатов назначены по средам в 7 часов вечера и
по воскресеньям в 10 часов утра; при чём, если в среду окажется праздник, то переносится на 10 часов утра.
    Заседание Исполнительного комитета Совета Рабочих и Солдатских депутатов назначается по вторникам, четвергам и субботам в 4 часа дня.
    Просьба: не назначать своих собраний в означенные дни и часы, чтобы имели возможность и наши члены посещать их.
    За председателя комитета его товарищ подпись прапорщик Ф. Бурцев
                    Секретарь  подпись Я. Остроумов"
    О работе в мастерских в революционном 1917 году вспоминает Ф.П. Щербаков, в 1930-е годы работавший начальником механического цеха:
    «…Я начал работать с 1917 года в литейном цехе мастерских.
    В дни революции мастерские начали пополнятся демобилизованными с армии и бежавшими с фронта солдатами. В тот момент было очень много собраний, митингов на которых выступали товарищи от партии большевиков и частично от других партий. В тот момент все рабочие поддерживали большевиков и гнали с собраний и митингов остальных выступающих…»

 

#80 30.06.2020 13:01:11

Старый Судоремонтник
Лейтенант
let
Откуда: г. Новороссийск
Судоремонтный завод
Сообщений: 1694




Re: Сколько лет НСРЗ?

В августе, на III-м Всероссийском Съезде  представителей Военно-Промышленных Комитетов, проходившемуся в Одессе, была принята резолюция по морскому транспорту. Она начинала словами:
    «…Тоннаж русского торгового флота был безусловно недостаточен для войны, ослаблен потерями во время войны, и, поэтому, немедленное увеличение его является государственной необходимостью и должно быть всячески поддержано государством…
    … Независимо от покупки судов за границей, теперь же должно быть приступлено к постройке торговых судов на русских заводах….»
    Но кончалась эта резолюция словами:
    «…Для скорейшего развития отечественного судостроения, мореплавания и плавания необходимо заключение крупного социального займа в иностранной валюте».
        В то же августе в Новороссийске было получено отношение Комиссии по женской трудовой повинности при Главном управлении Генерального штаба. В нем, в числе прочих сведений, просили сообщить "количество лиц, как из общей потребности для настоящего времени, так и из требуемых для новых  формирований, могущих быть  замененных женщинами, как в связи с обороной страны, так и с потребностями государства вообще, вне зависимости от существующих в настоящее время  законов о правах женщины на занятия должностей".       
        Временное правительство, в связи с массовым дезертирством воинов с фронта,  продолжало изыскивать новых "ратников запаса " для пополнения воюющих частей.

Портовый комитет: Председатель Ф. Ярославцев, Секретарь П. Гуленко, члены Н. Казаков, А. Анисов, П. Лямзин, Н. Дегтярев, М. Молчанов, С. Бабак и К. Воробьев, 5 сентября рассмотрел, среди прочих, заявление мастеровых и рабочих мастерских. Было принято решение:
    «…2/ Комитет, детально  обсудив определённые Комитетом – же /расценки/ 3-го сентября с.г., расценки мастеровым и рабочим постановил утвердить таковых в следующем порядке: мастеровым первой категории 7 р. 52 к. за 8 часовой рабочий день, второй категории 6 р. 72 к., третьей категории 5 р. 92 коп., четвертой категории 5 р. 12 к., пятой категории 4 р. 32 к., раб.-мужчинам первой категории 4 р. 32 к., второй категории 3 р. 80 к., раб.-женщинам первой категории 3 р. 60 к., второй категории 3 р. 20 к., а каждому месячному служащему вне зависимости от занимаемой должности прибавить к получаемому окладу 20 руб. в месяц…»
(НГА ф. 17, оп. 1, д. 133, л. 21 с оборотом)

???????????????????????????77
    На 3 ноября 1917 года в мастерской работал 71 рабочий, не считая мастеров, конторщиков и т.д.
(НГА ф. 17, оп. 1, д. 124, л. 19 оборот, подлинник)

 

#81 30.06.2020 13:02:40

Старый Судоремонтник
Лейтенант
let
Откуда: г. Новороссийск
Судоремонтный завод
Сообщений: 1694




Re: Сколько лет НСРЗ?

В августе, на III-м Всероссийском Съезде  представителей Военно-Промышленных Комитетов, проходившемуся в Одессе, была принята резолюция по морскому транспорту. Она начинала словами:
    «…Тоннаж русского торгового флота был безусловно недостаточен для войны, ослаблен потерями во время войны, и, поэтому, немедленное увеличение его является государственной необходимостью и должно быть всячески поддержано государством…
    … Независимо от покупки судов за границей, теперь же должно быть приступлено к постройке торговых судов на русских заводах….»
    Но кончалась эта резолюция словами:
    «…Для скорейшего развития отечественного судостроения, мореплавания и плавания необходимо заключение крупного социального займа в иностранной валюте».
        В то же августе в Новороссийске было получено отношение Комиссии по женской трудовой повинности при Главном управлении Генерального штаба. В нем, в числе прочих сведений, просили сообщить "количество лиц, как из общей потребности для настоящего времени, так и из требуемых для новых  формирований, могущих быть  замененных женщинами, как в связи с обороной страны, так и с потребностями государства вообще, вне зависимости от существующих в настоящее время  законов о правах женщины на занятия должностей".       
        Временное правительство, в связи с массовым дезертирством воинов с фронта,  продолжало изыскивать новых "ратников запаса " для пополнения воюющих частей.
       Портовый комитет, созданный в городе Новороссийск, в составе Председатель Ф. Ярославцев, Секретарь П. Гуленко, члены Н. Казаков, А. Анисов, П. Лямзин, Н. Дегтярев, М. Молчанов, С. Бабак и К. Воробьев, 5 сентября рассмотрел, среди прочих, заявление мастеровых и рабочих мастерских. Было принято решение:
    «…2/ Комитет, детально  обсудив определённые Комитетом – же /расценки/ 3-го сентября с.г., расценки мастеровым и рабочим постановил утвердить таковых в следующем порядке: мастеровым первой категории 7 р. 52 к. за 8 часовой рабочий день, второй категории 6 р. 72 к., третьей категории 5 р. 92 коп., четвертой категории 5 р. 12 к., пятой категории 4 р. 32 к., раб.-мужчинам первой категории 4 р. 32 к., второй категории 3 р. 80 к., раб.-женщинам первой категории 3 р. 60 к., второй категории 3 р. 20 к., а каждому месячному служащему вне зависимости от занимаемой должности прибавить к получаемому окладу 20 руб. в месяц…»
    На 3 ноября 1917 года в мастерской работал 71 рабочий, не считая мастеров, конторщиков и т.д.

 

#82 06.07.2020 12:37:59

Старый Судоремонтник
Лейтенант
let
Откуда: г. Новороссийск
Судоремонтный завод
Сообщений: 1694




Re: Сколько лет НСРЗ?

Летом началось наступление германских войск в Прибалтике, весьма успешное. Это заставило Временное правительство начать эвакуацию промышленных предприятий Прибалтики на юг страны. В Новороссийск был направлен судостроительный завод Северо-Западного Акционерного Общества (бывший "Беккер и Ко"). На заводе в Ревеле были заложены эсминцы «Изяслав», «Автороил», переданные флоту в 1917 году, а также «Прямислав», «Брячислав» и «Феодор Стратилат», переведенные для достройки в Петроград и Кронштадт.
         22 ноября, уже после Октябрьской революции, в городе появились первые представители завода. К марту 1918 г. в Новороссийск прибыло около  500 рабочих и служащих завода с семьями и большая часть оборудования. Завод имел телеграфный адрес «Судосталь». Этот адрес и стал названием завода в Новороссийске.
        Основная перевозка оборудования и материалов происходила после Октябрьской 1917 года революции. Составы с дефицитными станками и железом просто перехватывались на станциях и они исчезали… Поэтому от завода была направлена делегация правительству Советской России. Точно не установлено, принимал ли делегацию В.И. Ленин, но со временем этот факт весьма интересно трансформировался. И стало считаться, что именно Владимир Ильич лично дал распоряжение о перебазировании  завода в Новороссийск. И завод стал называться «Завод, волей Ильича». Сначала это название закрепилось за заводом «Красный двигатель», наследником завода «Судосталь». А потом и за судоремонтном заводом.
        Поэтому вся дореволюционная история судоремонта в Новороссийске была просто забыта… И за дату основания судоремонтного завода был взят 1918 года, правда без конкретной даты.

 

#83 13.07.2020 12:50:05

Старый Судоремонтник
Лейтенант
let
Откуда: г. Новороссийск
Судоремонтный завод
Сообщений: 1694




Re: Сколько лет НСРЗ?

26 октября Новороссийский телеграф принял обращение Петроградского Военно-революционного комитета «К гражданам России», где говорилось о свержении Временного правительства. В тот же день в Народном доме состоялось заседание исполкома Новороссийского Совета, на котором было заявлено, что исполком "берет на себя всю полноту власти в городе Новороссийске и Черноморской губернии".
        Очевидцы так описывали это заседание:
      "Экстренное заседание  Новороссийского Совета солдатских и рабочих депутатов 26 октября открывается в 8 1/2 часов  вечера при значительном стечении публики. Председательствующий тов. Лосев оглашает вышеприведенную радиограмму, принятую местным радиотелеграфом, о свержении в Петрограде  Временного правительства и переходе власти в руки военно-революционного комитета, созданного Петроградским Советом солдатским и рабочих депутатов.
        Оглашение телеграммы вызывает громкие аплодисменты, переходящие в овацию. Раздаются крики " Ура ". Вставанием приветствуется Военно-революционный комитет и военно-революционная демократия".
        27 октября в здании городской Думы состоялось заседание Новороссийского Совета и Городской Думы. На нем избран Военно-революционный комитет [ВРК], принявший на себя всю полноту власти. "Черноморская газета" писала:
"...победили на выборах большевики. Военно-революционный комитет избран в следующем составе: Яковлев - 40 голосов, Шатов - 42, Покровский - 42, Сидоров - 44, Никитин - 40, Лоторцев - 39, Михайловский - 32 и Худанин - 25. Все по списку большевиков".
        В заседании Городской Думы приняли активное участие меньшевики и эсеры, чьи представители не вошли в состав Военно-революционного комитета. Городская Дума приняла следующие резолюции:
      "Новороссийская Народная  Городская Дума признает захват власти в то время, когда страна  переживает агонию в борьбе за укрепление результатов революции и когда  попытка, откуда бы она ни  исходила, останавливает начатую и приведенную почти к концу работу по созыву в Учредительное собрание, совершенно недопустимой.   
        Временное Правительство, получившее всю полноту государственной власти от Временного  Совета Российской  Республики и поддержанное Исполнительным комитетом Всероссийских Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских депутатов, является единственной властью,  долженствующей довести страну до Учредительного собрания...
        Новороссийская Народная Городская Дума считает необходимым впредь, до выяснения  создавшегося положения в Петрограде, создать в Новороссийске  Революционный комитет для охраны Революции, порядка и спокойствия, в составе 6 представителей Городской Народной Думы, 3 представителей от Совета Рабочих Депутатов, 2 представителей от Социал-Демократической  рабочей партии (меньшевиков), 2 представителей от Социал-Демократической рабочей партии (большевиков), 2 представителей от Черноморской группы партии Социалистов-революционеров и 2 представителей от Партии Народной Свободы".
        Председателем Революционного комитета был избран  городской голова Вильнер, по убеждениям меньшевик. В Новороссийске  вновь установилось двоевластие.
        В этот же день на основании резолюции  Думы правительственный комиссар Черноморской губернии опубликовал воззвание:
      "ГРАЖДАНЕ! В дни великого испытания России, когда внешний враг
угрожает целостности и существованию  РОССИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ,  наносится еще один удар несчастной Родине ея сынами.
        Некоторые лица и организации  призывают их к захвату государственной власти, выбросив на свои знамена лозунги,  которые они сами же не в состоянии выполнить.
        ГРАЖДАНЕ ! Не поддавайтесь этой агитации,  не поддавайтесь ложным слухам.
        Новороссийская Городская Дума, как и другие демократические думы, избранная Вами же, главным образом, из социалистических партий на основании всеобщего, равного, прямого и тайного голосования, признала невозможным какой-либо захват власти в настоящее время, когда не более чем через 20 дней страна  назовет своих избранников, которым она доверит судьбу России, послав их в Учредительное собрание.
        Этому полномочному органу ВСЕГО НАРОДА Временное Правительство ВРУЧИТ СВОЮ ВЛАСТЬ.
        Сохраните в эти дни, дни выборов, спокойствие, так как беспорядки, могущие возникнуть под влиянием этой агитации, отбросят страну на несколько месяцев от Учредительного собрания.
        В Новороссийске и Черноморской губернии по прежнему вся власть принадлежит законным органам местного самоуправления и правительственной власти и всякие распоряжения лиц и организаций,  пытающихся вопреки закона присвоить себе власть, есть самочинные и исполнению безусловно не подлежат".

 

#84 20.07.2020 12:27:35

Старый Судоремонтник
Лейтенант
let
Откуда: г. Новороссийск
Судоремонтный завод
Сообщений: 1694




Re: Сколько лет НСРЗ?

30 октября Совет народных депутатов России направил всем радио:                       
                                                                            "ВСЕМ.ВСЕМ.
        Всероссийский съезд Советов выделил новое Советское правительство. Правительство Керенского низвергнуто и арестовано. Керенский сбежал. Все учреждения в руках советского правительства...
        Сообщаем для сведения, что Съездом Советов, который разъехался уже, приняты два важных декрета: 1) о немедленном переходе всех помещичьих земель в руки крестьянских комитетов и 2) о предложении демократического мира.
               Председатель Советского правительства
                                            Владимир Ульянов-Ленин "
          7 ноября в городском театре состоялся митинг большевиков. Большинство присутствующих на нем составили солдаты. Митинг открыл А.А. Яковлев. На нем выступил А.А. Рубин, вернувшийся из Петрограда со II съезда Советов. Толпа не дала выступить меньшевикам Романовскому и Измайлову.  Участники митинга одобрили первые декреты Советской власти и потребовали их публикаций в местной печати. Материалы II съезда Советов, первые декреты новой власти были опубликованы в газете  "Черноморская правда".  Митинг принял предложение большевиков о немедленном заключении мира и передачи власти Советам.
         12 ноября Городская Дума заявила о роспуске Большевистского РВК, которое было поддержано объединенным  собранием всех членов партий меньшевиков, эсеров и меньшевиков-интернационалистов, которое отозвало своих членов из исполкома Совета. Была проведена реорганизация ВРК, в котором  большевикам досталось всего два места.  Большевики отказались от участия в работе этого ВРК.
        На состоявшемся в этот же день совещании меньшевиков и эсеров на квартире  комиссара Временного правительства Долгополова, возвратившегося из Петрограда, было решено  провести общегородское собрание.
        14 ноября состоялось заседание Новороссийского Совета рабочих и солдатских депутатов. На нём был избран новый Военно-Революционный комитет, состоящий в основном из большевиков
        21 ноября состоялось собрание представителей общественных организаций города. В президиум были избраны большевики А.А. Яковлев и А.А. Рубин. Собрание  выразило поддержку большевикам,  укрепило их решимость в борьбе за установление Советской власти.
    В конце ноября 1917 года в Новороссийск пришёл эсминец «Керчь». Его моряки стали активно участвовать в жизни города. Но имя командира эсминца мной не установлено. Вроде бы это не был Кукель.
        22 ноября в Новороссийск прибыли первые рабочие Ревельского завода «Судосталь». 23 ноября рабочий этого завода И.Е. Кузьмин, бывший депутат Ревельского Совета, выступил с докладом о текущем моменте, о ликвидации "керенщины" под Петроградом,  об установлении  Советской власти во многих местах России.  По решению Новороссийского комитета РСДРП(б) в состав Совета были кооптированы большевики-рабочие ревельского завода, имеющие большой опыт революционной борьбы. М.М. Лучин возглавил Совет, И.Е. Кузьмин был избран товарищем [заместителем] председателя, он же являлся уполномоченным по эвакуации армии,  шедшей с Кавказского фронта.  Краут стал комиссаром финансов,  Пудан - комиссаром труда.  Кроме того в Совет входили: А.А. Губернский - комиссар путей сообщения, Кодомцев - комиссар здравоохранения, кузнец железнодорожных мастерских  Х.А. Скобликов - комиссар  продовольствия и другие.
        С 23 по 30 ноября в Новороссийске проходил съезд Советов Рабочих и Солдатских депутатов Черноморской губернии. Докладчиками на нем выступили А.А. Рубин и Е.И. Кузьмин. Губернский съезд Советов объявил о
переходе в Черноморской губернии всей власти в руки Советов, создал Центральный исполнительный комитет [ЦИК] Советов Черноморья в составе 15 человек. Но было избрано только 10 человек:  7 от большевиков, 2 от левых эсеров и 1 от беспартийных.  Председателем  Исполкома Совета был избран А.А. Рубин, он же возглавил финансовый отдел. Заведующим административным отделом стал А.А. Яковлев, отделом труда - В.Н. Лосев, отделом призрения - А.Е. Худанин.  На пост заведующего военным и военно-морским отделом был назначен прапорщик И.А. Серадзе. 
        Съезд признал утратившим  полномочия аппарат  власти комиссара Временного правительства,  издал приказы об отстранении от управления губернского комиссара  Временного  правительства Долгополова и его заместителя Федорова и принял резолюцию по текущему моменту:
      "Признавая, что соглашательская политика коалиционного правительства (правых эсеров и социал-демократов  меньшевиков) – политика предательства интересов народа, доведшая страну до восстания крестьян, рабочих и солдат,  доведшая страну до голода, затянувшая войну и погубившая сотни тысяч жителей во имя интересов капиталистов, - съезд находит, что только правительство Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, вступившее на путь решительной борьбы за мир,  за хлеб, за волю и за землю - спасет страну от гибели. Кроме того, съезд требует немедленной,  повсеместной передачи помещичьей земли крестьянским комитетам с живым и мертвым инвентарем, введения рабочего контроля над производством.
        Да здравствует власть Советов рабочих депутатов!
        Да здравствует социализм! Да здравствует III Интернационал!"
        25 ноября меньшевики и эсеры покинули съезд, в связи с несогласием с принятыми на нем решениями.
       27 ноября состоялось собрание представителей всех банков, почты, телеграфа, Городской Думы и Управы Новороссийска. На нем было принято решение:
      "Если со стороны большевиков будет введен хотя бы контроль за действиями учреждений, объявить полную стачку".
        И был избран стачечный комитет.
    В ответ на это в ночь на 1 декабря красногвардейские отряды заняли все важнейшие объекты города. Были захвачены  штаб гарнизона, госбанк, почта, вокзалы и т.д. Действия выполнялись по распоряжению военно-революционного комитета, а фактически большевиков. Рабочие красногвардейские отряды поддержали революционные воинские части города. Представители Временного правительства покинули город. В Новороссийске установилась Советская власть.
        Из воспоминаний М.И. Бушко-Жука:
      «Я был назначен Ревкомом комиссаром Новороссийского округа и должен был сменить поручика Леонтовича, ставленника власти Керенского. В реквизированном где-то автомобиле с 5 - 6 красногвардейцами (они были с винтовками, но надо полагать стрелять еще не умели), я приехал сменять Леонтовича, потребовал от него расписку о сдаче дел. Это было вечером. Он намеренно вышел в белье, начал высказывать какие-то протесты, но, в конце концов, в сдаче дел расписался».
     1 декабря вся власть в Черноморской губернии перешла в руки Совета рабочих, солдатских и крестьянских и черноморского губернского  центрального исполнительного комитета С.Р. и С.Д. Черноморской губернии [ЧГЦИК]. Приказами ЧГЦИК губернский комиссар Временного правительства Черноморской губернии Долгополов и его заместитель Федоров отстранены от управления губернией, а их должности упразднены.
    3 декабря губернский исполком через радиостанцию эсминца «Керчь» послал в Петроград радиограмму Советов Народных Комиссаров:
    «…С 1-го декабря власть в Черноморской губернии взята ЦИК С.Р. и С.Д. Близость Кубани, оторванность Закавказья порождают критическое финансовое положение…»

 

#85 27.07.2020 13:02:38

Старый Судоремонтник
Лейтенант
let
Откуда: г. Новороссийск
Судоремонтный завод
Сообщений: 1694




Re: Сколько лет НСРЗ?

Эти события ни как ни повлияли на работников мастерских и эллинга. Оба эти предприятия работали. Правда, 6 декабря был праздник Святителя Николая Чудотворца, и мастерские, и эллинг не работали, отмечали праздник.
         Но, не зависимо от происходивших в городе событий, в порту за 1917 год построили два здания для мастерской. Мастерские расширялись, не зависимо от власти, действующей в городе.
    20 декабря 1917 г. при Управлении Новороссийского Порта прошло совещание по «Вопросу об улучшении материального положения штатных чинов Управления сего порта» под председательством и.о. Начальника Порта Л.В. Бордоноса. Обсудив вопрос о материальном положении, установили, что
        «…что получаемые ныне штатными чинами совершенно не соответствуют условиям современной жизни, когда дороговизна, в следствии падения стоимости рубля и крайней недостаточности продуктов и предметов первой необходимости, поднялось в 5  - 10 раз, с другой стороны было обращено внимание на совершенно уже ненормальное положение, что оклады некоторых штатных служащих Управления Порта оказались ныне менее окладов подчиненных им по делу младших служащих…Так, Портовый Надзиратель, руководящий чинов береговой команды, получает в месяц с добавкой 91 руб., между тем матрос получает 155 руб., плюс квартира натурой, отопление и освещение, а служащие на плавучих средствах ещё больше…
    ….Имея ввиду всё изложенное, Совещание пришло к заключению, что материальное положение штатных чинов стало далее не выносимым и требует немедленного улучшения, что возбуждение новых письменных ходатайств перед Отделом Торговых Портов об улучшении положения штатных чинов при современной разрухе в стране и, в частности, при министерствах, едва ли приведет к желательной цели и, что наиболее рациональном в этом отношении будет командировка кого-либо из штатных чинов в ближайшее время, когда определится положение Центрального Правительства, ныне совершенно не ясное, выработанных упомянутым частным Совещанием со дня введения повышенных окладов для вольнонаёмным служащим...»
    На следующий день, 21 декабря, прошло совещание штатных чинов Управления Новороссийского Торгового Порта и Управления работ Порта.
    «…Участники Совещания, ознакомившись с имеющимися материалами по вопросу об улучшении материального положения штатных чинов, признали необходимым придерживаться точки зрения, изложенной в журнале Совещания чинов Управления работ порта от 2 декабря с.г. и в журнале Совещания чинов Портового Управления от 20 сего декабря, а именно послать непосредственно делегатов в Петроград от Управлений, не устраивая ни каких более съездов, так как оклады чинов были уже выработаны в частных Совещаниях чинов на Одесском Съезде….»
    И это в тот момент, когда в Петрограде уже почти два месяца действовало Советское правительство, Управления собирались обратиться к Отделу Торговый Портов Министерства Торговли и Промышленности! Ответа, конечно, не пришло.

 

#86 03.08.2020 13:04:31

Старый Судоремонтник
Лейтенант
let
Откуда: г. Новороссийск
Судоремонтный завод
Сообщений: 1694




Re: Сколько лет НСРЗ?

В январе 1918 года мастерские представляли из себя:
«Мастерские имели очень небольшие цеха: кузнечный, который был оборудован шестью угольными горнами с одним дутьевым вентилятором, имелся молот, подающая часть которого поднималась ремнями. Самым большим и основным зданием было паровозное депо с «кукушками», так называли паровозы, имевшие собственные названия «Евгений», «Карл» и «Ольга», которых называли всех одним словом «Самовары». На них стоял вертикальный котел. В здании паровозного депо находился механический цех со слесарными верстаками и 4 токарных станка, которые работали от трансмиссии. Переключение скоростей делал токарь подбором шестеренок. Имелся один болторезный и один сверлильный станки. Вращение всех механизмов приводились при помощи ременной трансмиссии. В этом же здании под потолком было устроено помещение для модельщиков.
    К зданию паровозного депо с двух сторон были пристроены деревянные помещения на один скат, в которых разместились котельный и медницкий цеха. В котельном цехе имелись ручные пресс-ножницы, дыропробивной ручной пресс и вальцы ручные. Здесь же имелось два ножных горна для нагрева заклёпок, одно из них было с дутым мехом. Мелкий инструмент котельного цеха состоял из зубильев, калбиков, чеканок, трещоток для сверления отверстий.
Медницкий цех оснащен был двумя горнами. Одно из них работало от вентилятора, второе имело дутьевые меха. Все напайки фланцев на трубы и заплаты производились медным припоем на горне. Все работы: резка труб, набивка, нарезка резьбы производилась ручным способом.
Литейный цех производил чугунное литье с вагранки, а медные плавки – в тиглях. Розлив литья производился вручную, ковш поднимался двумя рабочими.
Деревообделочного цеха не было. Имелся один рабочий, изготовлявший ручки для инструмента, колышки для литейного цеха. Электроцеха не было, один рабочий обслуживал все цеха и линии освещения.
В лобовой части депо в пристроенном помещении находился нефтяной двигатель, который питал вентиляторы при производстве литья и, кроме того, включал его в работу, когда недостаточно было электроэнергии.  Электроэнергию мастерские получали со 2-го отделения цементного завода, где сейчас расположен шиферный завод № 2.
Ремонт подводной части судов производился на эллинге. Подъём судов производился на вазы вручную при помощи лебедок (шпилей). При подъёме судна набирали дополнительную рабочую силу. Здесь поднимали для ремонта плавучие краны, буксиры, баржи, парусно-моторные катера.
Управление осуществлял главный инженер, он же был и начальником мастерских. На все цеха: токарный, слесарный, трубопроводный, медницкий, кузнечный был один мастер. Были мастера по одному человеку в модельно-литейном, котельной и на эллинге. На все мастерские был один бухгалтер, конторщик, табельщик, он же и делопроизводитель. Вот и вся администрация мастерских…» - вспоминал товарищ, не оставивший на воспоминаниях своих фамилия, имени и отчества.

 

#87 10.08.2020 13:31:11

Старый Судоремонтник
Лейтенант
let
Откуда: г. Новороссийск
Судоремонтный завод
Сообщений: 1694




Re: Сколько лет НСРЗ?

Впрочем, наряду с мастерскими, работы по судоремонту выполняли разные «Товарищества». Так, одно такое подало заявление в Центральный Исполнительный Комитет г. Новороссийска:
          «П Р О Ш Е Н И Е
          Представляя при сем чек за № 6560 Второго Новороссийского общества Взаимного кредита на руб. 2900 / две тысячи девятьсот / покорнейше прошу разрешить таковую выдать.
Означенная сумма необходима для расплаты мастеровым, рабочим и командам судов "Евгения",  "Константин" и "Св. Георгий", что подписью судовой команды и рабочих удостоверяется.
                       Корабельный мастер В.Г.  Анастасов
Константин Моисеевич Моисеиди, а за его неграмотностью по его личной просьбе расписался – подпись не разборчива.
     г. Новороссийск
     4-го января 1918 года»
          Впрочем, 9 января 1918 году Начальник порта получил послание входящий № 42:
    «Предписанием Екатеринодарской казенной палаты от 4 января сего года за № 1051 открыт по сему Казначейству в Ваше распоряжение кредит по смете 1918 г. М-ва Торговли и Промышленности по части портового мореплавания и портов и по § особо последнему содержания личного состава шестьсот восемьдесят пять тысяч (685.000) рублей)».     
    А 11 января Главный инженер порта Инженер Куриленок получил предписание от Временного начальника Военного порта Новороссийск:
    «Прошу Вас, Господин Инженер, не отказать уведомить меня непосредственно не найдете ли Вы возможным снабдить необходимым инструментом в ограниченном количестве шхуны, на которых ставятся моторы Вашей мастерской за счет Управления Военного порта; дабы не задерживать таковые к выходу по их готовности...»
    18 января новороссийские красногвардейские отряды, в которых были и рабочие механических мастерских, под командованием А.А. Яковлева, и отряд из станицы Крымской под командованием С. Перова двинулись по железной дороге на Екатеринодар. У станции Энем произошел бой с белогвардейским отрядом капитана В.Л. Покровского. В этом бою красногвардейские отряды потерпели поражение и отступили к станице Крымской. В бою погибли смертью храбрых командиры отрядов А.А. Яковлев и С. Перов и много красноармейцев.
    К 24 января отступившие отряды были приведены в порядок и под командованием прапорщика И.А. Сирадзе перешли в наступление на Екатеринодар, но вторично потерпели неудачу.
       А руководство порта считали все эти мероприятия не касающимися их и,  в то время, когда рабочие бились с белыми под Екатеринодаром, Управление работ Новороссийского порта составляла планы на 1918 год. Интересно, что в этом плане впервые заложили «одежду рабочую для мастеровых». Кроме того, было предусмотрено «Расширение мастерской и оборудования ея». В это расширение входили строительство зданий для механического и токарного цехов, плотницко-модельной мастерской, помещения для хранения материалов, расширение литейной мастерской с соответствующим приобретением десяти станков. А так же приобретения дизеля и динамо-машины для привода станков и двух прессов для котельной.
    В пояснении к планам развития мастерских заведующий работами  писал:
    «…Механические мастерские обслуживали за 1917 год и в настоящее время обслуживают, главным образом, нужды военного порта по ремонту транспортов и военных судов. В настоящее время мастерские работают до 80% по ремонту транспортов и только 20% на нужды Управления Работ Порта… Является необходимым и целесообразным расширить мастерские с таким расчетом, что бы в них могла работать до 250 человек, благодаря чему, с приобретением новых станков, продуктивность значительно увеличится... Для всех мастеров и рабочих предполагается приобрести рабочие костюмы по примеру того, как это установлено для служащих на плавучих средствах… Все здания запроектированы каменные под железной крышей…»

 

#88 17.08.2020 13:21:05

Старый Судоремонтник
Лейтенант
let
Откуда: г. Новороссийск
Судоремонтный завод
Сообщений: 1694




Re: Сколько лет НСРЗ?

23 января 1918 года был принят Декрет Совнаркома о национализации торгового флота:
    «…Совет  Народных  Комиссаров   ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1/ Объявить общенациональной неделимой собственностью Советской
Республики Судоходные предприятия, принадлежащие Акционерным обществам, паевым Товариществам, Торговым домам и единоличным крупным предпринимателям и владеющих морскими и речными судами всех типов и пассажиров со всеми движимым и недвижимым имуществом, активом и пассивов  этих предприятиях….»
    Подписали этот Декрет Председатель Совета Народных Комиссаров   В.И. Ульянов /Ленин/ и Управляющий делами Совета Народных Комиссаров В.Д. Бонч-Бруевич
         В Инструкции, данной Главоду, по проведению в жизнь декрета Совета Народных Комиссаров о национализации Торгового флота говорилось:
«Декрет Сов. Нар. Хоз. от 26 января 1918 года о национализации торгового флота применяется  ко всем зарегистрированным в России судоходным предприятиям, которые ко дню издания декрета принадлежал как Акционерным обществам, Паевым Товарищ., Товарищ. на вере и торговым домам, так и единоличным предпринимателям. Нахождение акций и паев товариществ в руках иностранцев, а также позднейшим после издания декретов выход бывших владельцев судоходных предприятий из числа граждан Российской Советской республики не устраняет применения декрета о национализации...»
    Для Новороссийска этот декрет был большой неожиданностью, так как в порту были суда различных судовладельцев. И все они переходили в собственность государственной власти, в том числе и порт Владикавказской железной дороги. Но Казенный порт и портовые мастерские, располагавшиеся на Восточной стороне бухты, так и оставались казенным, то есть государственным, и были в распоряжении Советской власти.
        Пока шло разъяснение Декрета Совнаркома, 27 января  заведующий техническим отделом инженер  Плеханов направил в Управление работ служебную записку:
    «Во изменении заказа на шхуну «ЛЮДИ» прошу принять следующее:
    Поставить только 2 мачты, - первую мачту перенести к корме за брашпилем, вторую к корме за  гамбузом…»
     И отметка на послании:
    «Копия Г.И. Шаттэ    30/1-1918 г.  за № 163»    
          29 января Военно-революционный Совет Черноморской республики объявил мобилизацию в ряды Красной армии граждан от 18 до 35 лет. В эти отряды вступили и рабочие Механических мастерских

 

#89 12.10.2020 12:52:56

Старый Судоремонтник
Лейтенант
let
Откуда: г. Новороссийск
Судоремонтный завод
Сообщений: 1694




Re: Сколько лет НСРЗ?

А в это время в Москве перевели даты и после 31 января наступило 13 февраля. На места эта дата пришла с опозданием и многие документы имеют двойную дату – новую и старую. Впрочем, с 1 апреля все перешли в Новороссийске на новый стиль.
К началу марта в станице Крымской собрались революционные отряды, образовавшие Крымскую группу советских войск. Основу группы составили отряды новороссийских рабочих. В нее входили славянские, крымские, темрюкские, анапские и другие подразделения.
  В.П. Горлов " Героический поход " М. Воениздат 1967 г. стр. 26 )
8 марта началось второе наступление советских войск на Екатеринодар.
10 марта Крымская группа советских войск подошла к станции Энем и           заняла исходное положения для наступления на Екатеринодар.
    Начались бои за город. 14 марта Екатеринодар был освобожден Крымской группой совместно с отрядами А.И. Автономова и Ф.И. Рогачева. На Кубани установилась Советская власть.
После освобождения Екатеринодара красногвардейские отряды ввернулись по своим станицам и приступили к дальнейшему формированию и обучению своих подразделений. Кубанское краевое правительство, захватив золото Екатеринодарского банка и 36 заложников, бежало в аул Шенджий.
("Очерки Истории Краснодарской организации КПСС". Краснодарское книжное издательство, 1976 г., стр. 159
В.П. Горлов "Героический поход". М. Воениздат, 1967 г., стр. 27, 31)
«…Когда были бои под Екатеринодаром в 1918 году, то часть рабочих пошла добровольно на защиту Советской власти. Некоторых товарищей убитых привозили в Новороссийск и хоронили их на городском кладбище против рынка. На похоронах участвовал и я, где мы салютовали убитым товарищам с винтовок…» - вспоминал Ф.П. Щербина.
    Увы, кладбище было закрыто в 1930 – 1931 годах, территория его застроена и сейчас там ничего найти не удается. Осталась одна Успенская церковь, которое все время, даже во время закрытия кладбища, работала. Работает она и сейчас.
18 февраля 1918 года началось австро-германское наступление от Балтийского до Черного моря. Южная, или Украинская, группировка в составе 24 немецких дивизий и бригад и 26 австро-венгерских дивизий, была наиболее мощной и насчитывала свыше 400 тысяч человек. Её целью был захват Украины, Крыма, Донецкой области, Северного Кавказа и Закавказья.
    3 марта Советское правительство подписало мирный договор с Германией и её союзниками. Состоявшийся 6 по 8 марта VII Экстренный съезд партии одобрил ленинский курс на заключение Брестского мира. IV Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов, заседавший 14 – 16 марта, ратифицировал Брест-Литовский мирный договор. В пятой статье договора говорилось:
    «…военные суда Россия либо переведет в русские порты и оставит там до заключения всеобщего мира, либо немедленно разоружит. Военные суда государств, пребывающих и далее в состоянии войны с державами   Четверного союза, поскольку эти суда находятся в сфере власти России, приравниваются к русским военным судам…»
(И.Т. Сирченко «Выполняя приказ В.И. Ленина», М., «Мысль», 1979 г., стр. 73)
    Однако, несмотря на заключенный договор, австро-немецкие войска двинулись вперед, захватили Одессу, Николаев, Херсон и далее шли к Севастополю, считая Севастополь частью Украины.
    Но в Новороссийске этого не ощущали и жили своей жизнью.

 

#90 15.10.2020 13:08:20

Старый Судоремонтник
Лейтенант
let
Откуда: г. Новороссийск
Судоремонтный завод
Сообщений: 1694




Re: Сколько лет НСРЗ?

12 марта (28 февраля) в Новороссийске и других населенных пунктах Черноморья состоялись многолюдные демонстрации в день 1-й годовщины
Февральской революции.
    А 26 (13) марта Новороссийская Городская Управа сложила свои полномочия. В обращении к Исполнительному комитету Совета рабочих и солдатских депутатов г. Новороссийска городской голова Афиногенов писал:
"... Так как, однако, Управа на путь саботажа стать не желает, то предоставляет Совету определить, поскольку работа Управы нынешнего состава успешна и отвечает задачам Совета и если Совет пожелает оставить Управу на своих местах, то Управа может остаться только при условии или включения ее в Совет представительными членами, а не котированными, или оставление ее на местах по вольному найму".
      Так же в марте в Новороссийске был создан районный совет комиссаров национализированного торгового флота.
      В Новороссийском Городском архиве сохранилось две справки этого периода, выданные работникам мастерских. Первая справка, по болезни, совсем короткая:
    «При освидетельствовании П. СУМКИНА у него найден порок сердца в сильной степени. В настоящее время ни к какому труду не способен. 1918 года 20 марта.
    Врачи: ДЕЙБЕЛЬ, НЕСТЕРОВ. Присутствовал от Центрального Комитета Новороссийского Торгового Порта И. ПРЯДКО…»
    Вторая более интересная. В нем приводится список зарплат кузнеца Николая Кириченко по месяцам:
«…За проработанное время                    В день
                                        Р.    К.
    С 18-го Декабря 1915 г. по 11-е Марта 1916 г.        1  -  80
    «  11-го Марта    1916 г. «» 20-е Мая    -    -    2  -  10
    «  20-го Мая         - «» -     «» 12-е Августа     -    -    2  -  20
    «  12-го Августа  - «» -   «» 23-е Сентября    -    2  -  30
    «  23-го Сентября  «» -   «» 18-е Ноября    -    -    4  -  40
    « 18-го Ноября    - «» -  «»  29-е Февраля 1917 г.    2  -  60
    « 24-го Февраля  - «» -  «»   21-е Марта    -    -    3  -  00
    « 21-го Марта     - «» -   «»     7-е Апреля    -    -    3  -  04
    «   7-го Апреля   - «» -   «»     2-е Июня    -    -    3  -  92
    «   2-го Июня      - «» -   «»   30-е   «»    -    -    5  -  12
    « 30-го   «»            - «» -   «»   25-е Августа  -    -    5  -  60
    « 25-го Августа – «» -   «»     8-е Сентября    -    6  -  56
    «   8-го Сентября «» -   «»     6-е Октября -    -    7  -  52
    «   6-го Октября – «» -  «»   23-е Февраля 1918 г.        10  -  00
    « 23-го Февраля 1918 г. «»    1-е Июля    -    -        18  -  56…»   
    А так же дополнительные платы за это же время:
        К Рождеству 1917 г. он получил в виде наградных за 25 рабочих дней
250 руб. В феврале 1918 г. получил разницу в получаемом жаловании с 1-го марта 1917 г. по 1-е сентября 1917 г., согласно Одесских норм, - 1172 р. 81 к. В марте 1918 г. - разницу в получаемом жаловании с 1-го января по 23-е февраля 1916 г. согласно приказа Командующего Черноморским флотом 361 р. 65 к. Да ещё воспользовался месячным отпуском с 27-го апреля по 27 мая 1918 г. с сохранением содержания! Кроме того, с июня 1917 года по июнь 1918 года ежемесячно получал «квартирные» по  40 р., итого 480 р. Да ещё при увольнении было выплачено за месяц вперед с 1-го июля по 1-е августа - 484 р.
    Как видно из приведенного списка, рабочий, правда, не простой, а квалифицированный кузнец, кроме зарплаты в 1917 – 1918 годах получал ещё немалые деньги при различных расчетах руководства. Да ещё при увольнении за месяц вперед! А что поделать, надо было держать народ на работе. А без денег – работы не будет.

 

#91 20.10.2020 12:49:21

Старый Судоремонтник
Лейтенант
let
Откуда: г. Новороссийск
Судоремонтный завод
Сообщений: 1694




Re: Сколько лет НСРЗ?

10 апреля Новороссийской военно-морской комитет обратился к Комитету внутреннего распорядка мастерских Управления работ Новороссийского порта с отношением:
    «…Ввиду перехода транспортов в ведение Управления водного транспорта «Совета Семи» и отсутствия работ для Морского Ведомства, Военно-Морской Комитет вр. Новороссийского порта постановил:
1)    Все обязательство Военно-Морского Ведомства по отношению к
мастерским Управления работ Порта, принятые на себя Временным Новороссийским Военным портом по обстоятельством военного времени, считать за прекращением войны не действительными с 11-го числа Апреля 1918 года.
2)    Просить Комитет Внутреннего Распорядка мастерских Упр.
работ порта представить срочно все счета, обязательства Морского Ведомства, а также сведения об имеющихся в наличии на складах в  Мастерских материалов и всех предметов оборудования, представленных Военно-Морским Ведомством Мастерским Управления работ порта для производства работ Военно-Морского Ведомства и приобретенных за его счет кредитов». 
    Это отношение было рассмотрено Управлением работ Порта и принято к сведению, что Военный порт прекратил все обязательства по отношению к портовым мастерским.
    Однако 5 мая городская власть в Новороссийске объединила портовые мастерские, эллинг и паровозное депо порта в одно предприятие. Так началось зарождение современной базы судоремонта.
    Но найти документы по этому вопросу пока не удалось.
    1 мая город проснулся и увидел в бухте эскадру эсминцев Черноморского флота. Это было полной неожиданностью для новороссийцев.
    «При входе в Новороссийскую гавань – вспоминал бывший вахтенный начальник эсминца «Керчь» Б.М. Подвысоцкий – нас, прежде всего, поразило то, что, несмотря на яркий весенний день, несмотря на необычность и внушительность картины подхода к порту крупной эскадры военных кораблей, на широких, просторных набережных и пирсах было совершенно пусто, как будто все кругом вымерло. На некоторых пирсах буквально некому было даже принять с кораблей концы, вследствие чего некоторым кораблям для швартовки приходилось подходить к пирсам вплотную».
    Новороссийцы не знали, какую сторону занимали команды кораблей, поэтому все и попрятались. Даже на предприятиях, работавших в тот день, в том числе и мастерских, боялись подойти к кораблям. Но к вечеру все разобрались, что команды кораблей ничего предосудительного к населению не позволяли и жизнь в городе наладилось.
    Вечером 2 мая в Новороссийск пришли линейные корабли «Воля» и «Свободная Россия» в сопровождении эсминца «Дерзкий» и встали на внешнем рейде. На следующий день корабли вошли в бухту и ошвартовались «Воля» у Западного мола, а «Свободная Россия» - у Восточного.
3 мая из Керчи пришел миноносец «Летчик».
        Таким образом, в Новороссийске находились 20 военных кораблей – основное боевое ядро Черноморского флота: два линейных корабля, вспомогательный крейсер, 10 эсминцев нефтяных, 6 эсминцев угольных, 1 старый миноносец угольный, находившийся в состоянии посыльного судна, а так же 10 сторожевых катеров. Кроме того,  Цемесской бухте находилось до 30 пароходов и транспортов, при чем, только 8 из них пришли из Севастополя с некоторыми портовыми запасами.

 

#92 02.11.2020 12:08:12

Старый Судоремонтник
Лейтенант
let
Откуда: г. Новороссийск
Судоремонтный завод
Сообщений: 1694




Re: Сколько лет НСРЗ?

Вместе с флотом в Новороссийск эвакуировалась большая группа крымских большевиков. Моряки активно включились в жизнь города. Ежедневно для охраны города и поддержания порядка назначались две роты: одна от линейных кораблей, другая - от минной бригады.
         Это было необычное зрелище для новороссийцев, привыкших видеть только отдельные корабли Черноморского флота. Они толпами ходили посмотреть, пытались попасть на корабли. Всем было интересно, зачем пришел флот в Новороссийск, что он будет дальше делать.
       Приход эскадры флота вызвал определенный интерес в мастерских порта. Появилась надежда на выполнение работ, за деньги, разумеется, на этих кораблях. И эти надежды оправдались. К сожалению, самих заказов не обнаружено, но в Новороссийском архиве есть некоторые заявки в мастерские от флота.
    Новороссийский порт не мог питать корабли пресной водой, не было топлива, технического и продовольственного снабжения, без чего флот существовать не может.
      "…С прибытием военного флота в Новороссийск настроение у рабочих поднялось значительно, тем более, что моряки прибыли с большими запасами продовольствия и, главное, с деньгами…"
        В то же время В.А. Кукель, командир эсминца «Керчь», вспоминал:
"... Всему личному составу Новороссийской эскадры было с самого начала ясна безвыходность положения флота: без угля, без нефти, без возможности пополнить боезапасы, в порту, зажатом железными щупальцами немецких войск, как с севера, так и с юга, в порту, абсолютно не оборудованном для стояния флота, без элементарных ремонтных средств и т.д., наконец при молниеносном наступлении немцев по всему Крыму, развивавшемуся с явной целью захватить Новороссийск, вопреки всем ухищрениям доморощенной в то время украинской дипломатии. Гибель флота была предрешена, - она стала вопросом ближайшего времени."

 

#93 05.11.2020 13:04:53

Старый Судоремонтник
Лейтенант
let
Откуда: г. Новороссийск
Судоремонтный завод
Сообщений: 1694




Re: Сколько лет НСРЗ?

В ночь с 8 на 9 мая при поддержке германских интервентов кулаки и зажиточные слои казачества подняли восстание против Советской власти на Тамани, овладели станицей Таманской и предприняли наступление на соседние населенные пункты. Их поддержал 58-й Берлинский пехотный полк. Оттеснив красные отряды, они заняли станицы Ахтанизовскую, Вышестеблиевскую и Голубицкую, непосредственно угрожали г. Темрюку.
    На помощь красногвардейским отрядам пришли на помощь отряды из разных городов и станиц Кубани, в которых были и рабочие Новороссийских мастерских.
        11 мая командующий Германскими войсками на Восточном фронте генерал-фельдмаршал Эйхгорн сообщил в Народный комиссариат иностранных дел Советской России о требовании Германского правительства о немедленной возвращении флота из Новороссийск в Севастополь. На это требование В.И. Лениным был подготовлен ответ Советского правительства. От  имени Народного Комиссариата по иностранным делам оно выразило свой решительный протест Германскому правительству, в котором, в частности, говорилось:
        «…3 bis) Если наш флот ушел из Севастополя, то это сделано было лишь после наступления германцев и нападения на Севастополь, следовательно, в этом случае явно нарушен был Брестский договор германцами, а не нами…
…10) По вопросу о Черноморском флоте мы согласны дать всяческое новые гарантии о его невмешательстве в войну или его разоружении (о чем вчера 10.V.1918 г. посол Мирбах официально заявил нам), если только точные условия полного мира, то есть мира и с Финляндией, и с Украиной, и с Турцией, Германское правительство нам сообщит и этот мир будет заключен, о чем мы настаиваем».
       Этот протест лег в основу ноты от 13 мая 1918 г., которую Народный комиссариат по иностранным делам Советской России направил ноту Министерству иностранных дел Германии.
           Но Германское командование после предъявления ультиматума открыто установило надзор за Новороссийском. По утрам почти ежедневно над городом и гаванью пролетал гидроплан. Начав полеты на значительной высоте, через несколько дней он стал снижаться до 500 метров. У входа в бухту дежурили в надводном положении подводные лодки большого водоизмещения. Немецкие корабли и подлодки обстреливали и захватывали катера, лайбы и другие суда прибрежного плавания, служившие для сообщения между населенными пунктами по побережью. На провокационные полеты гидропланов и патрулирование подводных лодок корабли эскадры не отвечали, но были готовы к отражению атак.
14 мая командование флотом сообщило в Москву:
           "Новороссийск блокирован немецкими подводными лодками".
          На это Высший военный совет приказал:
      "1. Безотлагательно принять меры к оборудованию защиты с моря входа в Цемесскую бухту, используя для сего, если понадобиться часть орудий судов по Вашему усмотрению.
        2. Принимая меры к содержанию судов в готовности, надлежит принять все меры к уничтожению судов, если бы обстановка этого потребовало..."
    Рассмотрев предложения Советского правительства, 23 мая Германия потребовала возвращение флота в Севастополь в течение 6 – 10 дней.       
    24 мая, рассмотрев доклад начальника Морского Генерального штаба Е.Н. Беренса, председатель Совета Народных Комиссаров В.И. Ленин наложил на нём резолюцию:
        "Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами,  ФЛОТ УНИЧТОЖИТЬ НЕМЕДЛЕННО
                        Председатель Совнаркома В. Ульянов( Ленин )".
(В.И. Ленин  Полное собрание сочинений, М., Политиздат, 1975 г., т.50, стр.81)
    28 мая В.И. Ленин подписывает секретную телеграмму командиру и главному комиссару Черноморского флота, находящимся в Новороссийске:
      "Совет Народных Комиссаров...  приказывает вам с получением сего УНИЧТОИЖТЬ ВСЕ СУДА ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА И КОММЕРЧЕСКИЕ ПАРОХОДЫ, НАХОДЯЩИЕСЯ В НОВОРОССИЙСКЕ в виду явных намерений Германии захватить их и невозможности  перевезти их в другой порт или защитить Новороссийск со стороны суши".
(В.И. Ленин Полное собрание сочинений, М., Политиздат, 1974 г., т. 36, стр. 706)

 

#94 16.11.2020 11:19:22

Старый Судоремонтник
Лейтенант
let
Откуда: г. Новороссийск
Судоремонтный завод
Сообщений: 1694




Re: Сколько лет НСРЗ?

В это время 28 мая в Екатеринодаре открылся III Чрезвычайный (объединительный) Съезд Советов Кубани и Черноморья. Руководил работой съезда Чрезвычайный комиссар Юга России Г.К. Орджоникидзе. В работе
съезда приняли участие 874 делегата, из них 562 большевика, 234 левых эсера и 78 беспартийных. Совнарком РСФСР направил съезду приветственную телеграмму:
"Совет Народных Комиссаров шлет братский привет фронтовому съезду и всем представленным там полкам, героически отстаивающим Советскую Родину. Совнарком не сомневается, что перед лицом врагов, внешних и внутренних, кующих цепи для трудящихся масс, съезд с четью отстоит единство и нерушимость революционных сил Черноморья, Кубани и Дона. Назначая  Орджоникидзе нашим представителем на съезде,  поручаем ему передать наш горячий привет всем славным борцам - воинам, кровью своей закрепляющим свободу и независимость России.
                                          Ленин, Сталин"
        Большинством голосов съезд принял резолюцию одобряющую политику
Советского правительства по заключению Брестского мира. На заседании
30 мая была принята резолюция об объединении Кубанской и Черноморской республик в единую.  На заседании 1 июня были утверждены комиссары внутренних дел, юстиции, призрения, земледелия, труда, финансов, продовольствия, народного просвещения, почт и телеграфов, здравоохранения, путей сообщения. Председателем ЦИК избран А.А. Рубин, товарищем [зам.] председателя Н.И. Островская, секретарем - В.Ф. Черный. Председателем Сов-
наркома и комиссаром внутренних дел был утвержден Ян Полуян.
    2 июня в Новороссийск прибыл заместитель народного комиссара по морским делам И.И. Вахрамеев на специальном поезде под охраной моряков-балтийцев. В удостоверении, выданным ему Совнаркомом, было сказано:
" ... Совет народных комиссаров приказал теперь же уничтожить все военные и коммерческие суда, находящиеся в Новороссийске. Общее руководство выполнением этой ответственной задачи возлагается на Вас..."
        В тот же день И.И. Вахрамеев с Н.П. Авиловым-Глебовым встретился с контр-адмиралом М.П. Саблиным, который заявил, что видит свою задачу в сохранении флота, а не в его уничтожении.
    3 июня И.И. Вахрамеев и Н.П. Авилов-Глебов созвали совещание  судовых комитетов и флагманов. На нем И.И. Вахрамеев обосновал необходимость потопления флота. Большинство присутствующих встало на точку зрения Советского правительства. Контр-адмирал М.П. Саблин заявил, что он отказывается привести в исполнение директиву СНК и едет в Москву для доклада, оставляя вместо себя командира линкора "Воля" капитана 1 ранга А.И. Тихменева. 4 июня М.П. Саблин провел на вспомогательном крейсере "Троян" делегатское собрание, посвященное проводам в Москву. На собрании он заявил, что  приложит все усилия для "снабжения с севера флота всем тем, без чего он не может существовать". 6 июня М.П. Саблин в сопровождении Гурского и Левговда выехал в Москву. Более в Новороссийск он не вернулся.

 

#95 25.11.2020 13:15:21

Старый Судоремонтник
Лейтенант
let
Откуда: г. Новороссийск
Судоремонтный завод
Сообщений: 1694




Re: Сколько лет НСРЗ?

А по кораблям шли митинги, которые переходили в город. Дело дошло до того, утром 13 июля в Москву на имя председателя ВЦИК Я.М. Свердлову была послана телефонограмма председателя Новороссийского окружного Совета М. Лучина, в которой он заявлял об отказе выполнять распоряжение Совнаркома относительно уничтожения флота и о намерении Новороссийского окружного Совета комиссаров созвать в Екатеринодаре совещание представителей ЦИК Кубано-Черноморской республики, флота и города Царицына для обсуждения создавшейся ситуации на Юге России.
    После получения ВЦИК и Совнаркомом РСФСР телеграмм от Н.П. Авилова-Глебова и И.И. Вахрамеева от 12 июля и председателя Новороссийского Совета М. Лучина от 13 июня, была послана телеграмма 13 июня в 23 часа 10 минут секретная радиограмма № 49 за подписью В.И. Ленина и Я.М. Свердлова с категорическим требованием уничтожить корабли Черноморско флота:
    «…Немецкие военные власти хотят вызвать флот на какую-то авантюру, чтобы занять Новороссийск, как они заняли Севастополь…
…Подтверждаем приказ: немедленно уничтожить суда. В противном случае флот будет объявлен вне закона… Открытое радио № 48 не выполнять…»
        С 14 по 16 июня немцы высадили десант на Таманском полуострове, как ответную меру против десанта советских войск в районе Таганрога и уничтоженного немцами. Всего было высажено 2500 человек с артиллерией и 150 пулеметами. В ноте германского министра иностранных дел Кюльмана говорилось:
    «Десант русских войск у Таганрога… принудил к занятию Тамани… Такие меры мы в случае нужды будем предпринимать и в будущем…»
    Высадив десант, немцы активизировали действия на Таманском полуострове и угрожали захватом Новороссийску и стоящим там кораблям Черноморского флота.
    Красные войска, созданные, в основном, из рабочих, вели бои с немцами на Тамани. Среди них были и новороссийцы, в том числе и рабочие портовых мастерских.
В это время капитан 1 ранга Тихменев обратился с воззванием к флоту, в котором говорил, что у флота только два выхода: или немедленно уничтожить флот до 19 июня, или  возвращение кораблей в Севастополь не позже 18 июня. И объявил голосование, в котором участвовало 2500 моряков, так остальная часть моряков ушла на фронт или дезертировала с кораблей.
    В назначенный час Тихменев подвел итоги референдума и объявил результаты: за переход флота в Севастополь проголосовало 500 моряков, за потопление флота – 450, остальные, около тысячи человек не голосовали, решив сражаться до последнего снаряда.    По итогам голосования, Тихменев объявил, что большинство подчиняется меньшинству и флот должен уйти на главную свою базу в Севастополь.
    Весь  том, что в понедельник 17 июня флот покидает Новороссийск, всколыхнуло весь Новороссийск. Стихийно возникали собрания рабочих, в том числе и в мастерских. Вскоре всех рабочих пригласили на митинг, которых созывался по инициативе коммунистов минной бригады на одной из пристаней. На нем коммунисты резко осуждали сторонников ухода в Севастополь, клеймили их поведение как преступление перед Советской властью. Митинг вынес постановление послать на линкор «Воля» делегацию от моряков и рабочих города, что бы убедить Тихменева дождаться возращения присланной в Екатеринодар делегации моряков. Кроме того, было принято решение объявить всенародный митинг на Соборной площади, ныне это парк им. Ленина.
    К командующему флотом направилась делегация от команд кораблей, оставшихся в гавани. Но Тихменев делегацию не принял и ей было передано, что Тихменев решил идти в Севастополь «твердо и неизменно».
    В 12 часов на Соборной площади собрался многотысячный митинг жителей города и моряков. А с кораблей уходили моряки. С ящиками, чемоданами, кульками и винтовками за плечами…

 

#96 02.12.2020 14:08:14

Старый Судоремонтник
Лейтенант
let
Откуда: г. Новороссийск
Судоремонтный завод
Сообщений: 1694




Re: Сколько лет НСРЗ?

Видя такое положение, около часу дня Тихменев отдал приказ:
           «Снятся с якоря и выйти на внешний рейд».
        На рейд вышли и встали на якорь линкор «Воля», крейсер «Траян» и шесть эсминцев. Выход кораблей на внешний рейд команда эсминца «Керчь» заклеймила сигналом:
        «Судам, идущим в Севастополь: позор изменникам России!»
        Этот сигнал подняли все корабли, оставшиеся в Новороссийске. В ответ на «Воле» и остальных кораблях, покинувших город, появился сигнал:
           «Ясно вижу».
        Но ни какого ответа не последовало.
        До 11 часов 30 минут 18 июня простояла эскадра на рейде. Тихменев надеялся увлечь за собою и остальные корабли. Постоянно ездили агитаторы с той и другой стороны. Но результата не было. Тогда председатель судового комитета линкора «Воля» М.П. Глаз отправился на «Керчь» и предложил его командиру В.А. Кукелю затопить «Волю» минным залпом с эсминца. Но В.А. Кукель категорически отверг это предложение. Отказ был мотивирован тем, что невозможно губить такое больше число людей, тем более, что им все равно придется дать отчет в своём поступке.
        Капитан 1 ранга Тихменев отдал приказ о походе в Севастополь. Линкор «Воля», эсминцы «Беспокойный», «Дерзкий», «Живой», «Пылкий» и «Поспешный», вспомогательный крейсер «Траян», имевший на буксире эсминец «Жаркий», снялись с якорей и ушли в Севастополь. Несколько позже к отряду Тихменева присоединилась яхта «Креста».
    Эсминец «Громкий» попытался выйти со всей эскадрой, но засосало левый якорь. К нему подошел на помощь «Поспешный», но командир эсминца «Громкий» Н.А. Новоковский через мегафон приказал:
    «Немедленно отойти от миноносца «Громкий». В противном случае буду атаковать».
    Угроза подействовала. «Поспешный» немедленно ушел.
Освободившись от левого якоря, «Громкий» взял курс в открытое море. Но на траверзе Мысхако были спущены катер и шлюпка, в них погрузили продовольствие, вооружение, команду. Радист передал открытую радиограмму:
    «Всем, всем, всем! Миноносец «Громкий», носящий название геройского собрата, верный традициям русского флота, не сдается неприятелю, а топится. Призываем матросов других кораблей последовать нашему примеру. Председатель судового комитета Гобелко».
    После этого на миноносце были открыты кингстоны и клинкеты, а последние члены экипажа сошли на шлюпку.
    18 июня в 6 часов утра в Новороссийск прибыл Ф.Ф. Раскольников. Но уже повлиять на события в Новороссийске он не мог: оставшиеся корабли выводились на рейд. Но, тем не менее, он посетил эсминец «Керчь», где ознакомился с планом потопления кораблей, посетил линкор «Свободная Россия», где по приказу командира Терентьева команды разводила пары, чтобы уйти в Севастополь. Ф.Ф. Раскольников провел с матросами митинг, на котором добился принятие решения о потоплении корабля. Вместе с коммунистом Н.А. Кремлянским нашел буксиры «Чиатура» и «Греза», которые начали выводить дредноут на параллель Дообского маяка. Так же им удалось снарядить небольшую парусно-моторную для перевоза команды линкора на берег. Остальные корабли выводил на рейд эсминец «Лейтенант Шестаков».
    Когда «Лейтенант Шестаков» взял на буксир эсминец «Гаджибей», над ним взвился сигнал:
    «Погибаю, но не сдаюсь».
       Примеру «Гаджибея» последовали и остальные корабли
    К 4 часом дня все корабли: линкор "Свободная Россия", эскадренные миноносцы "Гневный", "Громкий", "Калиакрия", "Пронзительный", "Фидониси", "Гаджи-Бей", "Лейтенант Шестаков", "Капитан-лейтенант Баранов", миноносцы "Заветный", "Сметливый", "Стремительный" были выведены на внешний рейд. Эсминец «Керчь» подошел к эсминцу «Фидониси» и с расстояния 4 кабельтовых произвел торпедный залп. Эсминец повернулся на правый борт и через 12 минут затонул. Взрыв «Фидониси» послужил сигналом к общему потоплению судов. Один за другим опускались корабли на дно морское. Эсминец «Керчь» направился к линкору «Свободная Россия» и пятью залпами торпед потопил линкор. Затем дал полный ход и скрылся за мысом.
    Посыльное судно, он же миноносец, «Летчик» затопили прямо у причала.
    В 22 часа 18 июля при подходе к Туапсе эсминец «Керчь» послал открытую радиограмму:
    «Всем, всем, всем! Погиб, уничтожив часть судов Черноморского флота, которые предпочли гибель позорной сдаче Германии. Эскадренный миноносец «Керчь» ».
    В ночь на 19 июня эсминец «Керчь» погиб к югу от Кадокского маяка, близь Туапсе.
       В то время, кода шла работа по подготовке и затоплению кораблей, дивизион сторожевых катеров был погружен на железнодорожные платформы и отправился с Царицын.
       Через несколько дней после гибели кораблей в Цемесской бухте, были затоплены иностранные коммерческие пароходы с русскими экипажами: английские «Тревриан» и «Фредерика», итальянские «Женироза» и «Сербия», французский «Оксюз» и бельгийский танкер «Эльборус».
       «…При потоплении Черноморского флота рабочие мастерских занимались снятием вооружения с транспортного флота и передачей его в Красную армию. В то время в мастерских была создана рабочая группа самоохраны, которая была вооружена винтовками…» - вспоминал Ф.П. Щербина.

 

#97 09.12.2020 13:44:24

Старый Судоремонтник
Лейтенант
let
Откуда: г. Новороссийск
Судоремонтный завод
Сообщений: 1694




Re: Сколько лет НСРЗ?

Известие о потоплении флота вызвало гнев и возмущение Германского правительства. 28 июня в Цемесскую бухту вошла германо-турецкая эскадра в составе линкора «Гебен», пяти эсминце и двух тральщиков.
    29 июня на линкор «Гебен» к германскому контр-адмиралу Ребейр-Пашвиц была направлена советская делегация в составе председателя Новороссийского Совета М. Лучина, представителей ЦИК Кубано-Черноморской республики Монахова и Лехно и представителя водного транспорта Г. Ачканова. Состоялись переговоры, было заключено торговое обоюдовыгодное соглашение. Но немцы увели почти все торговые суда из Новороссийска, оставив лишь парусно-моторные суда, шхуны и только два крупных парохода «Боржом» и «Трувор». Получив горючее, провиант и произведя описание местоположения затопленных кораблей, захватив насильственно немецких военнопленных, 30 июня немецко-турецкая эскадра покинула Новороссийск, оставив миноносец «Зоркий» под командованием русского офицера князя Ливен, но под германским флагом, и германо-турецкий батальон, державшийся в городе нейтрально.
    Но и после гибели флота, когда весь город был в трауре, жизнь продолжалась. И уже 20 июня Начальник порта пишет Командиру Новороссийского Военного порта:
    «Настоящим имею честь просить Вас не отказать в вознаграждении нижепоименованных лиц за участие в экспертизах по осмотру и ремонту военных судов, а так же за участие в комиссиях по постройке моторно-парусных шхун Морского ведомства за время с 17 июня 1914 года по настоящее время. Всех экспертиз и заседаний по упомянутым вопросам в течение указанного срока было не менее ста.  Удовлетворить полагал бы следующих лиц:
1.    Заведующего работами Инженера Курилеко;
2.    Производителя работ Инженера Жарского;
3.    Заведующего мех. частью Управ. работ порта Г.И. Шатте,
4.    Техников Скорохода и Ярославцева.
    К изложенному присовокупляю, что за все указанное время означенные лица ни какого вознаграждения от Военного Ведомства, кроме положенного им жалования по службе в Управлении работ Порта не получали». 
        Но обстановка вокруг Новороссийска накалялась.
         23 июня белогвардейцы нанесли новый удар в районе села Лежанка и станицы Новороговской. Войска красных вели бои, но белые сумели взять Лежанку. И погнали красных с Кубани.
    29 июня грузинские войска начали наступление на Черноморскую Губернию и 3 июля захватили Сочи, а к 13 июля заняли Туапсе. После чего они продвинулись по линии железной дороги до станции Хадыженская, а по побережью - до Архипо-Осиповки. В Черноморье Советская власть оставалась только в Геленджике и Новороссийске.
        Но в Новороссийске на это не обращали внимание. Считалось, что Новороссийск защищать есть кому.
    30 июля в Управление работ порта обратился Заведывающий Землемерно-Технической частью Черноморского Отделения Комиссариата Земледелия с вопросом:
    «… Прошу не отказать сообщить мне для учета сведений о числе всех наличных инструментов, служащих для  горизонтальной и вертикальной съемок, а так же всех чертежных инструментов…»
    Заканчивалось письмо весьма неожиданно:
    «…Инструменты же надобности в коим в настоящее время не имеется должны быть сданы в Чертежную Земельно-Технической Части…»
    Отвечал по поручению начальства техник А.В. Скороходов:
    «…На работах имеется следующий инструмент:
годных:    нивелир     1;
        теодолит    1;
испорченных:    нивелир     1;
            теодолит     1;
готовален:  в рабочей комнате    1;
        при мастерских        1...»
    Ни о какой передаче инструментов в Чертежную не было и речи. Не обнаружены сведения об этом и в других делах.
         2 августа Управление работ Новороссийского порта обратилось к Окружному Комиссару Народного  Хозяйства с просьбой:
    «Служащие, мастеровые и рабочие Новороссийского Торгового порта, имеющие свои жилые постройки, часто обращаются в Управление с просьбой об отпуске небольшого количества леса для ремонта их помещений.
    Сообщая о сём, Управление работами имеет честь просить Вас сообщить не имеется ли препятствий с Вашей стороны к выдаче таким служащим небольшого количества леса за плату, не сообщая Вам о каждом отдельном случае...»
    На что окружной комиссар, подпись не разборчива, отвечал:
    «В следствии запроса Вашего, письменного от 2 августа с.г. № 670 настоятельно сообщаем, что эти отпуски ЛЕСНОГО  МАТЕРИАЛА должны производиться через Совет Нар. Хоз., при чем, деньги за этот материал, направляться должны непременно на текущий счет в Госуд. Банк».

 

#98 09.12.2020 20:01:11

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 787




Re: Сколько лет НСРЗ?

Иллюстрации  к рассказу топикстартера.
1.
Сигнал, поднимавшийся кораблями ЧФ в тот день.
https://a.radikal.ru/a40/2012/80/4f360d570f52t.jpg
2.
"Свободная Росия" в Новороссийске"
https://d.radikal.ru/d20/2012/42/652b437ba2f9t.jpg
3.
"Воля" .
https://c.radikal.ru/c24/2012/d8/3ba1d6e65429t.jpg

 

#99 09.12.2020 20:07:59

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 787




Re: Сколько лет НСРЗ?

Кое-что о "Керчи".

https://d.radikal.ru/d20/2012/95/44b579bf6a06t.jpg

https://c.radikal.ru/c33/2012/a1/8991ff60e933t.jpg

https://c.radikal.ru/c34/2012/b6/6da0e4264152t.jpg

Снимки относятся к городу Туапсе.

 

#100 09.12.2020 20:18:34

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 787




Re: Сколько лет НСРЗ?

Немного о "Громком"

1. Модель эсминца из музея.
https://a.radikal.ru/a41/2012/cf/82b464236474.jpg

2. Дайверская информация о нем.

https://c.radikal.ru/c25/2012/e9/468e02aef262t.jpg

3.
https://b.radikal.ru/b18/2012/71/67ad197d28aat.jpg

4.
https://c.radikal.ru/c35/2012/fe/8960ee0914bc.jpg

 

Board footer