Вы не зашли.
Страниц: 1 2
Осторожно, будет много картинок!
Несколько лет назад коллега Aley на Самиздате выложил стройный и логичный график строительства судов Двадцатилетней программы на петербургских заводах http://samlib.ru/a/andreew_f_w/36.shtml. В части Балтийского завода это выглядело так:
Малый деревянный эллинг построен в 1880 г, разобран после спуска "Адмирала Ушакова". Новый Большой каменный эллинг (на снимке справа) возводился одновременно с постройкой в нем крейсера "Россия". Слева Большой деревянный эллинг.
1. Крейсер 1 ранга "Адмирал Нахимов" 07.12.83( .07.84)-21.10.85-.88 - БДЭ
2. Миноносец "Котлин" .12.84( )- .85-. - МДЭ
3. Минный крейсер "Лейтенант Ильин" 03.08.85(02.11.85)-12.07.86-.87 -МДЭ
4. Крейсер 1 ранга "Память Азова" 04.03.86(12.07.86)-20.05.88-.90 - БДЭ
5. Яхта "Полярная звезда" 17.08.87(20.05.88)-19.05.90-.03.91 - МДЭ
6. Крейсер 1 ранга "Рюрик" .09.89(19.05.90)-22.10.92-.95 - БДЭ
7. Кан. лодка "Отважный" .90(21.12.90)-07.05.92-.93 - МДЭ
8. Броненосец БО "Адм. Ушаков" 16.06.92(22.10.92)-27.10.93-.96 - МДЭ
9. Крейсер 1 ранга "Россия" 16.10.93(20.05.95)-30.04.96-.97 - БКЭ
10. Учебн. корабль "Верный" (20.05.95)-28.11.95-13.05.96 - ОС
11. Эск. броненосец "Пересвет" 12.10.95(09.11.95)-07.05.98-06.08.01 - БДЭ
12. Крейсер 1 ранга "Громобой" 14.06.97(07.05.98)-08.05.99-.00 - БКЭ
13. Мин. транспорт "Амур" .98(07.05.98)-27.10.98-.01 - ОС
14. Эск. броненосец "Победа" 18.05.98(09.02.99)-11.05.00-25.02.03 - БДЭ
15. Мин. транспорт "Енисей" 03.11.98(09.02.99)-08.05.99-.01 - ОС
16. Эск. броненосец "Имп. Александр III" 24.08.99(11.05.00)-21.07.01-.03 - БКЭ
17. Эск. броненосец "Князь Суворов" 28.07.01(26.08.01)-12.09.02-.04 - БКЭ
18. Крейсер 2 ранга "Алмаз" .04.02(12.09.02)-23.05.03-.03 - ОС
19. Эск. броненосец "Слава" 19.10.02(01.11.02)-16.08.03-12.06.05 - БКЭ
20. Эск. броненосец "Имп. Павел I" 14.10.04(25.08.07)-25.08.07-.12 - БКЭ
Планы Балтийского завода в конце XIX и начале XX века.
Пояснение:
Судно. Дата контракта (дата официальной закладки)-Дата спуска-Дата приема. - Место строительства. БДЭ - Большой деревянный эллинг, МДЭ - Малый деревянный эллинг, БКМ - Большой каменный эллинг, ОС - Открытый стапель.
Отталкиваясь от приведенных фотографии рубежа 1900 года и схемам на 1898 год из "Судостроительные заводы и судостроение в России и за границей" Дмитриева и Колпычёва и "Военной энциклопедии" Сытина на 1911 год. А так же схемой на 1908 год из Дмитриева и Колпычёва, можно сделать привязку к современному состоянию Балтийского завода.
Кстати, только недавно понял, что меня так смущало в фотографиях Большого каменного эллинга. Торцевые стороны эллинга с воротами построены не под прямым углом к зданию, что, впрочем, видно на схемах.
1. Большая судостроительная мастерская. Построена Кази, точные даты не известны.
2. Большой деревянный эллинг.
3. Открытый стапель.
4. Большой каменный эллинг. Строился в 1891-1894 одновременно с крейсером "Россия".
5. Большой открытый стапель для дредноутов.
6. Заводоуправление и плаз.
Начнём с конца.
27 августа 1911 года. Спуск на воду с большого открытого стапеля линейного корабля "Петропавловск". Большой каменный эллинг уже пуст.
16 июня 1911 года. Спуск на воду из Большого каменного эллинга линейного корабля "Севастополь". "Петропавловск" ещё в лесах.
16 июня 1907 года. Спуск минного заградителя "Амур". То, что это старый открытый стапель указывает башенка на границе с Кожевенным заводом. А то, что это второй "Амур" указывает отсутствие Большого деревянного эллинга. Кстати, в книге Крестьянинова Минные заградители типа "Амур" на странице 38 фотография "установка на стапеле первых секций киля... Лето 1906 г." атрибутирована не правильно. Но об этом ниже.
7 октября 1906 года. Спуск на воду ещё броненосца "Андрей Первозванный". Большой каменный эллинг.
Это "Андрей" и Каменный эллинг Галерного островка. К Балтийскому завод это не относится. Приношу извинения!
Но это всё дела послецусимские и пока это так, разминка.
Отредактированно Константин (09.03.2017 09:23:26)
Продолжаем.
А где Балтийский завод строил подводные лодки? Строил он их на стапелях, построенных на месте старого открытого стапеля и Большого деревянного эллинга. На схеме из Сытина они показаны, и уже развёрнуты относительно стены Большой судостроительной мастерской. Впрочем, вопрос разворота стапелей дискуссионный.
"Барс"
"Ёрш"
Но первые лодки строились на старом открытом стапеле. "Окунь".
И сразу закроем тему открытого стапеля и вопрос когда же был разобран Большой деревянный эллинг.
28 августа 1903 года. Спуск на воду с открытого стапеля императорской яхты "Александрия". У Aley'я в списке этого судна нет. Но на фото видно, что она, "Александрия" стоит на старом открытом стапеле.
А вот здесь начинается расхождение с коллегой Aley'ем. 23 мая 1903 года, спуск крейсера "Алмаз". Видно, что "Алмаз стоит не на старом открытом стапеле, но значительно правее. И Большого деревянного эллинга нет. Получается "Алмаз" официально заложили в 12 сентября 1902 года на стапеле Большого эллинга, вот только вопрос, в эллинге, или его уже разобрали? Да и утверждение, что БДЭ был разобран в 1908 году не верно.
Вид на Балтийский завод и достраивающейся транспорт "Амур". Большой деревянный эллинг на месте.
27 октября 1898 года спуск с открытого стапеля транспорта "Амур"
Найти фотографии на стапеле транспорта "Енисей" и учебного судна "Верный" не удалось. Как не удалось найти фотографий подводных лодок на стапеле после "Алмаза". Но судя по их количеству, шесть типа "Касатка", задействованы были оба стапеля. Нет фотографии и миноносца "№150", он же "Дельфин".
Отредактированно Константин (05.03.2017 15:33:30)
Труд!
С капиталшипами Балтийского завода 90-х годов всё ясно и понятно.
29 августа 1903 года, броненосец "Слава", Большой каменный эллинг.
12 сентября 1902 года, броненосец "Князь Суворов", Большой каменный эллинг.
21 июля 1901 года, броненосец "Император Александр III", Большой каменный эллинг.
11 мая 1900 года, броненосец "Победа", Большой деревянный эллинг.
8 мая 1899 года, крейсер "Громобой", Большой каменный эллинг.
7 мая 1898 года, броненосец "Пересвет", Большой деревянный эллинг.
После 30 апреля 1896 года, крейсер "Россия", у стенки рядом со своим Большим каменным эллингом.
Большой деревянный эллинг после броненосца "Победа" для строительства больших судов больше не использовался. Броненосцы типа "Бородино" в него банально не влезали. Привет решению строить броненосцы на основе проекта Лаганя.
Я поменял фотографии яхты "Александрия" и крейсера, в общем то же яхты, "Алмаз" на более информативные. Новые фотографии упёрты отсюда http://humus.livejournal.com/4095888.html. Там много интересных фотографий, в частности никогда не встречал фотографий собутыльника флаг-капитана Николая II адмирала Нилова.
И еще несколько видов Балтийского завода того времени. Но поскольку нет привязки ко времени, они для нас мало информативны.
Отредактированно Константин (05.03.2017 16:21:32)
А дальше "всё чудесатее и чудесатее" (с)
Веря коллеге Aley'ю я наивно полагал, что крейсера "Рюрик", "Память Азова", "Адмирал Нахимов" и "Владимр Мономах" строились в одном Большом деревянном эллинге. А броненосец "Адмирал Ушаков", лодка "Отважный", яхта "Полярная Звезда", крейсер "Лейтенант Ильин" и миноносец "Котлин" в одном Малом деревянном эллинге. Как бы не так!
12 октября 1892 года, спуск крейсера "Рюрик". Что-то эллинг совершенно не похож на Большой деревянный эллинг где строился "Пересвет". А и нос крейсера "Рюрик" торчать из эллинга не должен, БДЭ длиннее. Мало того, правее эллинга крейсера виден еще один большой эллинг и этот эллинг не Большой каменный.
Идём дальше. 20 мая 1888 года, крейсер "Память Азова". Опять два больших эллинга, но "Азов" сходит из правого. О оба, опять же, явно не БДЭ. Упоминание уважаемого iTow в его книге "Крейсер I ранга "Память Азова", что крейсер строился в эллинге №2 нам ни о чём не говорит.
И оба этих больших эллингов не имеют фонарей на крыше. Но, хорошо, это картина "Спуск крейсера "Память Азова" на Балтийском заводе в 1890 г." художника Блинова, написанная в 1894 году. Но фонари...
Возможно ситуацию прояснили бы фотографии броненосца "Адмирал Ушаков", яхты "Полярная Звезда" и крейсера "Адмирал Нахимов" на стапеле. Но их нет. Зато есть гравюра спуска ровесника "Азова" минного крейсера "Лейтенант Ильин". В принципе эллинги похожи, но уж больно "Ильин" какой-то большой.
Ещё одна фотография судна БЗ 80-х годов на стапеле, миноносца "Котлин" не позволяет понять в каком эллинге его строили.
И вишенка на тортике. Спуск фрегата "Владимр Мономах" 10 октября 1882 года. Левый эллинг похож на предыдущие в этом посте. А правый много меньше. Именно его я принимал за Малый деревянный эллинг из памятки коллеги Aley'я и считал, что именно после спуска "Ушакова" разобрали для строительства Большой судостроительной мастерской.
Итог:
Как всегда узнавая больше мы понимаем что, знаем слишком мало. На каком месте стояли деревянные эллинги Балтийского заводе, когда их построили, когда разобрали, что делали с их стапелями в период от "Мнономаха" до "Ушакова"?
Кто может пролить свет, добавить фотографии, милости прошу!
Константин написал:
#1139378
И еще несколько видов Балтийского завода того времени. Но поскольку нет привязки ко времени, они для нас мало информативны.
Шестая сверху на заднем плане кто то из бородинцев или пересветов? Видна башня ГК без орудий, Боевая рубка с ходовым мостиком и фок мачта.
Отредактированно mangust-lis (05.03.2017 18:22:12)
mangust-lis написал:
#1139407
Шестая сверху на заднем плане кто то из бородинцев или пересветов? Видна башня ГК без орудий, Боевая рубка с ходовым мостиком и фок мачта.
Это "Россия". Фотография сделана явно до 1898 года. "Амур" ещё не заложен. Слева видны жилые дома и еще нет цеха с башенкой у воды. Эта башенка хорошо видна на фотографии спуска "Амура".
Константин написал:
#1139409
Это "Россия".
Сомневаюсь, что это "Россия", у той фок перед рубкой, мачты облегченные, и ходовая над боевой, значит не пересветы, мостик большой - однозначно бородинец, но кто?
Отредактированно mangust-lis (05.03.2017 22:05:01)
В книге Грибовского и Черникова написано, что "Адмирал Ушаков" был заложен на освободившимся после спуска "Отважного" стапельном месте в деревянном эллинге 1880 года постройки, построенным подрядчиком Савосиным, и который был первым эллингом завода, имевшим мостовой кран и оборудованным электрическим освещением. Про название или номер эллинга-ни слова. Вообще похоже, что Малым и Большим деревянные эллинги стали называть сильно позже их сноса.
Константин написал:
#1139401
И вишенка на тортике. Спуск фрегата "Владимр Мономах" 10 октября 1882 года. Левый эллинг похож на предыдущие в этом посте. А правый много меньше. Именно его я принимал за Малый деревянный эллинг из памятки коллеги Aley'я и считал, что именно после спуска "Ушакова" разобрали для строительства Большой судостроительной мастерской.
Мне кажется, что фото просто отзеркалено. И левый (на фото) эллинг - на самом деле правый, он же деревянный эллинг № 2.
mangust-lis написал:
#1139459
Сомневаюсь, что это "Россия"
Ой! Я до шести считать не умею. Я говорил о седьмой фотографии.
А на шестой... Это вообще не Балтийский завод. Это Галерный островок. Большой каменный эллинг БЗ, а на него указывает фронтон, выходящий на Неву, получается на противоположной стороне реки. А показанный стапель стоит на месте сгоревшего Нового фрегатского или Большого деревянного эллинга. Справа от него на фото судостроительная мастерская №2 ГО, она пострадала от пожара, но сейчас отремонтирована.
По этой фотографии вообще легко привязаться к ракурсу фотографии №6. Справа на переднем плане стена сгоревшей судостроительной мастерской, за ней край БКЭ БЗ, левее башенка у ОС БЗ.
Так как эллинг с "Витязем" сгорел 1 июня 1901 года, а каменный эллинг на его месте был окончен строительством только в 1906 году, то и фотография сделана в этом промежутке. Похоже это начало строительства Нового каменного эллинга ГО.
А вот что изображено на фотографии №6 не понятно. Судя по башне и носовому мостику с мачтой, это "бородинец". На "Осляби" мачта и боевой марс массивнее, а башня меньше. На Галерном островке достраивали и свой "Орёл" и адмиралтейский "Бородино".
"Ослябя"
"Орёл"
"Бородино"
Вот только корпус броненосца закрывает другой корпус.
mangust-lis написал:
#1139407
Шестая сверху на заднем плане кто то из бородинцев или пересветов? Видна башня ГК без орудий, Боевая рубка с ходовым мостиком и фок мачта.
Константин написал:
#1139490
Вот только корпус броненосца закрывает другой корпус.
Похоже, что "бородинца перекрывает корпус транспорта "Камчатка".
И, поскольку "Камчатка" спущена 19 октября 1902 года и еще не имеет надстроек, а броненосец уже в значительно степени достроен, то могу предположить, что это "Бородино" спущенный 26 августа 1901 года, раньше "Орла", 6 июля 1902. Дата на фотографии скорее всего или осень, октябрь, 1902 года, или весна 1903 года.
WindWarrior написал:
#1139485
В книге Грибовского и Черникова написано, что "Адмирал Ушаков" был заложен на освободившимся после спуска "Отважного" стапельном месте в деревянном эллинге 1880 года постройки, построенным подрядчиком Савосиным, и который был первым эллингом завода, имевшим мостовой кран и оборудованным электрическим освещением. Про название или номер эллинга-ни слова. Вообще похоже, что Малым и Большим деревянные эллинги стали называть сильно позже их сноса.
WindWarrior написал:
#1139485
Мне кажется, что фото просто отзеркалено. И левый (на фото) эллинг - на самом деле правый, он же деревянный эллинг № 2.
Возможно Вы правы. Тем более, что спуск "Мономаха" картинка, а не фотография.
Так становится более логично! Корабли, салютующие коллеге, теперь стоят в Большой Неве.
Отредактированно Константин (06.03.2017 15:05:41)
Нашел фотографию "Ушакова" в эллинге, а он оказался "Сенявиным".
Фотографии и гравюры кораблей в эллинге.
"Память Азова"
"Лейтенант Ильин"
"Котлин"
Становится теплее...
21 октября 1885 года, "Адмирал Нахимов".
Внешний вид эллинга весьма похож на БДЭ 90-х годов.
Отредактированно Константин (06.03.2017 16:25:23)
19 мая 1890, "Полярная Звезда"
Отредактированно Константин (06.03.2017 16:34:45)
7 мая 1892 года, "Отважный"
22 октября 1892 года, "Рюрик"
Константин написал:
#1139490
Судя по башне и носовому мостику с мачтой, это "бородинец".
"Бородино" и есть. У "Орла" иное расположение иллюминаторов.
Константин написал:
#1139522
Похоже, что "бородинца перекрывает корпус транспорта "Камчатка".
Никто его не перекрывает. Видны все иллюминаторы и первые два порта 3-дм батареи.
Ну, рассматривая гравюру со спуском "Нахимова", можно подвести итоги.
Уважаемый Aley, а по адресу его электронной почты можно предположить, что это Леонид Ильясович Амирханов, оказался прав! Всего одна, но простительная, ошибка.
Гравюра со спуском на воду фрегата "Владимир Мономах" не отзеркалена. Эллинг №2, построенный в самом начале 80-х Савосиным действительно слева от старого эллинга, построенного Макферсоном еще в конце 50-х, начале 60-х годов. Поскольку Балтийский завод развивался в очень стеснённой застройке, то и возможности переносить стапели у него не было. Эллинг стоял у самой границе участка с Кожевенным заводом. В этом эллинге были последовательно построены военные суда:
1. Полуброненосный фрегат "Владимир Мономах"
2. Миноносец "Котлин"
3. Минный крейсер "Лейтенант Ильин"
4. Императорская яхта "Полярная Звезда"
5. Броненосная канонерская лодка "Отважный"
6. Броненосец береговой обороны "Адмирал Ушаков"
После спуска "Ушакова" в 1893 году эллинг разобрали, на стапеле построили:
1. Учебное судно "Верный"
2. Транспорт "Амур"
3. Транспорт "Енисей"
4. Императорская яхта "Александрия"
На месте эллинга №1 Макферсона в начале 80-х построен Большой деревянный эллинг.
1. Броненосный корабль (крейсер) "Адмирал Нахимов"
2. Полуброненосный фрегат "Память Азова"
3. Крейсер 1-го ранга "Рюрик"
4. Эскадренный броненосец "Пересвет"
5. Эскадренный броненосец "Победа"
После спуска "победы" эллинг разобрали в начале 900-х оставив стапель:
1. Крейсер 2-го ранга "Алмаз"
На обоих стапелях деревянных эллингов построили миноносцы (подводные лодки):
1. "Касатка"
2. "Скат"
3. "Налим"
4. "Макрель"
5. "Окунь"
6. "Фельдмаршал граф Шереметьев"
7. "Минога"
8. "Акула"
9. "Барс"
10. "Гепард"
11. "Вепрь"
12. "Волк"
13. "Единорог"
14. "Змея"
15. "Ёрш"
16. "Форель"
В 1891-95 годах правее Большой судостроительной мастерской на вновь приобретённом участке построили Каменный эллинг:
1. Крейсер 1-го ранга "Россия"
2. Крейсер 1-го ранга "Громобой"
3. Эскадренный броненосец "Император Александр III"
4. Эскадренный броненосец "Князь Суворов"
5. Эскадренный броненосец "Слава"
6. Эскадренный броненосец "Император Павел I"
7. Линейный корабль "Севастополь"
После спуска "Севастополя" и этот эллинг разобрали, а стапель удлинили.
1. Броненосный крейсер "Кинбурн"
Для выполнения Малой программы судостроения правее Каменного эллинга построили Большой открытый стапель:
1. Линейный корабль "Петропавловск"
2. Броненосный крейсер "Измаил"
Речь идёт о военных судах, Балтийский завод строил и малые суда, в основном для вспомогательных целей.
ПыСы Что-то подобное посту про другие заводы делать?
Константин написал:
#1139700
про другие заводы делать?
Естественно!
Во втором посте ветки я допустил ошибку. Перепутал броненосец "Андрей Первозванный" и броненосец "Император Павел I".
7 октября 1906 года. Спуск на воду ещё броненосца "Император Павел I". Большой каменный эллинг.
Страниц: 1 2