Сейчас на борту: 
armour-clad,
shuricos
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3 4 … 6

#26 23.02.2017 17:08:35

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: К вопросу о торпедировании крейсера "Молотов" в ночь на 3 августа 1942

А. Кузнецов написал:

#1136523
И еще момент. Самолеты разведывательных штаффелей не зафиксированы, что застявляет подозревать использование этой конкретной ночью в роли разведчиков именно II./KG26

Может оно и так, но наблюдение за нашим отрядом, судя по КТВ 1-й флотилии шнелльботов велось довольно плотное, а еще высылались и группы торпедоносцев. Получается что было задействовано несколько штаффелей 26-й эскадры.

А. Кузнецов написал:

#1136523
Люди, которые успели скопировать соответствующие документы еще до повторного их засекречивания режимом ФРГ, не находят других потерь, кроме экипажа 1T+JH.

Ну может какой-то экипаж был спасен или спасся сам, а машину потеряли.

А. Кузнецов написал:

#1136523
Но хорошо бы сам документ увидеть, а не его изложение. То, что выложено, смахивает на охотничьи рассказы

Согласен, что документ был бы лучше, но не вижу оснований не доверять и этому (кстати, там в конце в скобках по-моему идет список членов экипажа МАС-568 со ссылкой на рапорт из ЖБД 4-й флотилии МАС, значит автор статьи именно оттуда все это и взял). Наличие разблюдовки с часами и минутами заставляет усомниться в том, что все это придумано из головы. Немецкие КТВ, как и наши ЖБД тоже иногда смахивают на охотничьи рассказы, что не отменяет того факта, что участники событий именно так эти события и воспринимали.

А. Кузнецов написал:

#1136523
противоречит курцберихту, который получила от флотилии MAS 1-я фл.ТКА сразу после событий.

Я немного занимался действиями итальянцев на ЧМ, в частности участием в блокаде Севастополя и могу ответственно заявить, что данные об их выходах, приведенные в таблицах из 11-го тома, регулярно впадают в противоречие со сведениями об итальянских выходах из КТВ морского коменданта Крыма. Не знаю с чем это связано, но сами по себе подобные расхождения не были редкостью.

А. Кузнецов написал:

#1136523
Я в стартовом посте топика написал, что полностью отбросить вариант с попаданием авиаторпеды нельзя. Но сомнений много.

Я бы выразил свое личное мнение так: нельзя полностью отбросить вариант с попаданием торпеды с итальянского ТКА, хотя все детали этой атаки говорят о том, что она была безрезультатной. С учетом этого остается попадание одной из авиаторпед, в применении которых со стороны немцев в ночь на 3 августа у меня никаких сомнений нет.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#27 24.02.2017 23:32:23

han-solo
Гость




Re: К вопросу о торпедировании крейсера "Молотов" в ночь на 3 августа 1942

РыбаКит написал:

#1136448
Костя, просто Харьков с Красным Крымом проще спутать.

Можно, но не факт. С носовых секторов да ночью "Красный Крым/* Кавказ" вполне можно спутать с "Молотовым". И наоборот.

Botik Petra Velikogo написал:

#1136485
Ну а раз соединение было обнаружено и велось разведчиками, торпедо-бомберы видели наш отряд в примерно совпадающее с торпедированием время, лично у меня нет никаких оснований не верить тому, что наши моряки докладывали о торпедных атаках с воздуха (думаю, что торпедные "дорожки", которые ночью летом на ЧМ фосфоресцируют, трудно с чем-то перепутать и невероятно, чтобы они померещились сразу и многим) и попадании с торпедоносца.

Очень правдоподобно. Но получилась комбинированная атака и полностью исключить катера нельзя. А каким временем пользовались итальянцы на ЧМ? Или иначе: какая у них разница с московским?

Botik Petra Velikogo написал:

#1136485
Время выпуска 01.20, время взрывов - 01.27. Даже если предположить, что итальянцы пользовались нашим поясным временем получается, что торпеда шла 7 минут (катерные торпеды так долго не плавают! За 7 минут со скоростью 40 узлов торпеда прошла бы ок. 4600 при дальности хода 3000 м - пишу по ТТХ итальянских авиаторпед 450мм, сейчас ТТХ катерных с собой в санатории нет, но я думаю, это те же самые торпеды) и они попали с совершенно невоообразимой для ночного боя дистанции (ок. 4600 м!). Присутствие в районе ночного боя многочисленных немецких самолетов всей итальянской литературой подтверждается.

Немцы использовали с самолётов Ф5Б? Немцы и итальянские катера использовали торпеды с 200 кг БЧ, что затрудняет определение авторства по повреждениям. Торпеда попала в крейсер с левого борта?

А. Кузнецов написал:

#1136523
Раз его слышал даже комендант порта Феодосии, очень возможно, что самолет рванул вместе с боезапасом (бомбами или торпедами), т.е. отстреляться не успел.

Торпеду очень трудно подорвать. Разве если попали в взрыватель.

Отредактированно han-solo (24.02.2017 23:34:40)

#28 25.02.2017 02:03:52

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: К вопросу о торпедировании крейсера "Молотов" в ночь на 3 августа 1942

Оказывается, сохранилось итоговое донесение Флигерфюрера Зюд за 3.8.42 (Tagesabschlussmeldung Fl.Führ.Süd für 3.8.42). Там, возможно есть часть ответов на вопросы по торпедированию «Молотова»
Правда, реквизиты у этого сокровища такие: USAFHRA K113.309-3 vol.6 Fl.Führ.Süd Ia Nr.: 4450/42 geh.
У этой ЮСАФХРы (сейчас это просто AFHRA) отличная и при том компактная коллекция трофейных бумаг Люфтваффе, гораздо лучше, чем в NARA, где почти ничего нет, а то, что есть, разбодяжено кучей никчемных бумаг. Но я пытался за последние лет 15 раза три заказать там документы. И ни разу мне даже не ответили. Сегодня спросил на буржуйском форуме - м.б. кто-то это видел и поделится информацией.

Я посмотрел всё общение Флигерфюрера Зюд с Адмиралом Черного моря и командующим группой ВМС «Юг» по поводу событий 3.8.42, но пока смысла нет строить дальнейшие гипотезы - вдруг кто-нибудь поделится упомянутым выше итоговым донесением, и всё станет проще.

Пока же свежая информация от английской радиоразведки. Не слишком ценная, но всё же.
II./KG26 фиксировалась в августе 1942 только по 8-е число. Англичане поименно насчитали 15 самолетов этой группы, которые сделали вроде бы всего 19 вылетов (или активных самолето-дней - не совсем ясно). Причем вылетов 6./KG26, которой приписывают антимолотовский успех, вообще не зафиксировано (это англичане в примечании подчеркнули), летали только штабное звено группы с 4-м и 5-м штаффелями. Правда, один самолет 6./KG26 всё же был опознан - м.б. не взлетая с аэродрома радиостанцию включал, иначе непонятно откуда сведения.

Botik Petra Velikogo написал:

url=http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?pid=1136547#p1136547]#1136547[/url]
наблюдение за нашим отрядом, судя по КТВ 1-й флотилии шнелльботов велось довольно плотное, а еще высылались и группы торпедоносцев. Получается что было задействовано несколько штаффелей 26-й эскадры.

Обнаружил любопытный момент. По нашему отчету, ночью было всего 6 торпедоносцев - ровно столько, сколько насчитала и английская РР. Скорее всего, просто совпадение, но занятное.

Botik Petra Velikogo написал:

#1136547
Ну может какой-то экипаж был спасен или спасся сам, а машину потеряли.

Не говоря о том, что по тем обстоятельствам (слишком далеко в море) самостоятельное спасение всего экипажа кажется маловероятным, а ни флот, ни Зеенотдинст никого не спасали, есть еще один аргумент. По донесению о движении матчасти за месяц II./KG26 потеряла всего один самолет - т.е. очевидно всё тот же 1T+JH. Считаю, что факт его уничтожения зенитчиками «Молотова» в 02:30-02:33 мск (с учетом минимум двух независимых немецких наблюдений о вспышке и взрыве в это же время и в этом же районе) достоверен примерно на 100%. И это дает нам ценный ориентир во времени.

Еще один момент. В нашем донесении наряду с торпедами ночью упоминаются и бомбы - по 2 штуки в 02:10 и 02:38. Получается, что из 6 торпедоносцев часть несла бомбы - если считать, что наблюдения с "Молотова" были действительно точны.
Также по утренней атаке - моряки пишут о торпедах, а истребители сопровождения - о бомбах. Но это уже не так удивительно - наблюдатели разные.

Botik Petra Velikogo написал:

#1136547
Согласен, что документ был бы лучше, но не вижу оснований не доверять и этому (кстати, там в конце в скобках по-моему идет список членов экипажа МАС-568 со ссылкой на рапорт из ЖБД 4-й флотилии МАС, значит автор статьи именно оттуда все это и взял)

Проверю свои умозаключения завтра на свежую голову, но в данный момент мне кажется очевидным, что данные по MAS568 похожи на грубый подгон. Если кто из катеров и может претендовать на попадание, то это MAS573 (1-й атаковавший), хотя по времени в курцберихте разница с попаданием торпеды по нашим данным - 14 минут (01:12 и 01:26 мск). У MAS568 реальная разница - вообще час.
По сделанному итальянцами для немцев после боя курцберихту и по нашему отчету две серии контактов "Молотова" с ТКА в общем совпадают по времени. А если верить итальянской статье и MAS568 использовал московское время (что само по себе странновато), то MAS573 (он ведь тогда тоже московским временем пользовался?) имел контакт с пустотой, а затем "Молотов" 2-й раз тоже отбивался от призрака в облике ТКА. Вряд ли всё это.

han-solo написал:

#1136802
Торпеду очень трудно подорвать. Разве если попали в взрыватель.

Так и бомбу трудно подорвать. Но сообщения о разорвавшихся в мелкие клочья самолетах с бомбами после поражения зенитным огнем - не такая уж редкость. В т.ч. и однозначно достоверные случаи были.

Отредактированно А. Кузнецов (25.02.2017 02:22:15)

#29 25.02.2017 09:24:17

РыбаКит
Предсказатель-апокалиптолог 6-го разряда
Сообщений: 19761




Re: К вопросу о торпедировании крейсера "Молотов" в ночь на 3 августа 1942

han-solo написал:

#1136802
Торпеду очень трудно подорвать. Разве если попали в взрыватель.

А баллон?

А. Кузнецов написал:

#1136820
Так и бомбу трудно подорвать. Но сообщения о разорвавшихся в мелкие клочья самолетах с бомбами после поражения зенитным огнем - не такая уж редкость. В т.ч. и однозначно достоверные случаи были.

Самолет и без бомб нетрудно в клочья порвать- взрыв от 45мм и выше внутри силовой конструкции и вот вожделенные клочья.  А взрыв бомб, я бы отнес на суррогатные ВВ, коеи в бомбы более охотно снаряжали чем в снаряды. По крайней мере слышал много случаев обнаружения, в наше время, мелких бомб (от 50кг и ниже) снаряженных пикринкой. Кста большинство подорвавшихся топителей тротила именно от них и возносятся.


Dear God, be good to me;
The sea is so wide,
And my boat is so small.

#30 25.02.2017 11:35:11

han-solo
Гость




Re: К вопросу о торпедировании крейсера "Молотов" в ночь на 3 августа 1942

А. Кузнецов написал:

#1136820
Так и бомбу трудно подорвать. Но сообщения о разорвавшихся в мелкие клочья самолетах с бомбами после поражения зенитным огнем - не такая уж редкость. В т.ч. и однозначно достоверные случаи были.

Нам на занятиях постоянно говорили, что БЧ торпеды малочуствительна к механическому воздействию и вызвать её детонацию без взрывателя очень трудно. После войны не раз проводились опыты и при простреле БЧ торпеды обычно не взрывалась. И торпеда и бомба детонирует практически с 100 % вероятностью при попадании снаряда/ пули/ осколка в взрыватель, в остальных случаях есть большая разница. Разорвавшиеся в клочья самолёты и взрывы авиабомб от зенитного огня не отрицаю, это однозначно было, тем более вероятность детонации авиабомбы значительно выше, что и подтверждалось в реальности. Могу развернуть , почему так.

РыбаКит написал:

#1136831
А баллон?

При попадании в воздушный резервуар происходит разрушение корпуса торпеды, возможно воспламенение керосина, взрыв БЧ очень маловероятный. Или в войну или после были случаи взрывов резервуаров торпед в Т/ А, БЧ  выбрасывало из трубы, даже фото где- то было.

РыбаКит написал:

#1136831
Самолет и без бомб нетрудно в клочья порвать- взрыв от 45мм и выше внутри силовой конструкции и вот вожделенные клочья.

Согласен.

РыбаКит написал:

#1136831
А взрыв бомб, я бы отнес на суррогатные ВВ, коеи в бомбы более охотно снаряжали чем в снаряды. По крайней мере слышал много случаев обнаружения, в наше время, мелких бомб (от 50кг и ниже) снаряженных пикринкой.

Это имело место, но ещё очень важную роль играл способ наполнения ВВ, я бы рискнул сказать, что это влияло гораздо сильнее, чем применение суррогатов.

РыбаКит написал:

#1136831
Кста большинство подорвавшихся топителей тротила именно от них и возносятся.

Поэтому в детстве когда мы вытапливали тол, разжигали костёр, ставили ёмкость, наливали воду и опускали боеприпас. А потом убегали. Иной раз и пламя нормальное было, всё красиво и вдруг бам!

#31 25.02.2017 13:05:23

РыбаКит
Предсказатель-апокалиптолог 6-го разряда
Сообщений: 19761




Re: К вопросу о торпедировании крейсера "Молотов" в ночь на 3 августа 1942

han-solo написал:

#1136853
При попадании в воздушный резервуар происходит разрушение корпуса торпеды, возможно воспламенение керосина, взрыв БЧ очень маловероятный. Или в войну или после были случаи взрывов резервуаров торпед в Т/ А, БЧ  выбрасывало из трубы, даже фото где- то было.

Сагласись, для самолета взрыв БЧ в такой картине уже как то без надобности :) Тем более, что у Хе-111 их пара, если допустить, что взрыв одного баллона порвал соседний, или разрыв повредил оба, то будут и клочья и пламя до небес. А бч хай на дне гниют.


Dear God, be good to me;
The sea is so wide,
And my boat is so small.

#32 25.02.2017 13:26:02

gomunya
Участник форума
Откуда: Ленинград
Сообщений: 536




Re: К вопросу о торпедировании крейсера "Молотов" в ночь на 3 августа 1942

А. Кузнецов написал:

#1136820
Но сообщения о разорвавшихся в мелкие клочья самолетах с бомбами после поражения зенитным огнем - не такая уж редкость. В т.ч. и однозначно достоверные случаи были.

Если учесть, что писали про стрельбу главным калибром по низколетящим торпедоносцам (Я правильно понял упомянутые случаи?), то попадание болванки 130-180 мм и так оставит облако аллюминиевой лапши, без взрыва. *Oops*


Я, не складываю крылья, а меняю стреловидность!
У них нет своего мозга? Или они потеряли инструкцию по его применению? (В.С.)
Животворной молнией, можно даже из Скайуокера нормального Вейдера воспитать! (Палпатин)

#33 25.02.2017 14:11:28

Cobra
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Калининград-Камчатка-Кубань
Линейный крейсер "Сталинград"
Сообщений: 20162




Re: К вопросу о торпедировании крейсера "Молотов" в ночь на 3 августа 1942

han-solo написал:

#1136802
С носовых секторов да ночью "Красный Крым/* Кавказ" вполне можно спутать с "Молотовым". И наоборот.

Ночью можно что угодно и с чем угодно спутать особенно видя силуэт на одну четверть с кормы или носа...


"Благодаря своим природным качествам русские сражаются на малых кораблях намного успешнее, чем на больших, ввиду того что русское начальство, панически боясь потерь среди них, старается оберегает их от любых боевых столкновений, оставляя стоять в гаванях без пользы, зато свой москитный флот не жалеет и бросает его в огонь без всякой жалости" (с.) Эссен

#34 25.02.2017 14:13:38

РыбаКит
Предсказатель-апокалиптолог 6-го разряда
Сообщений: 19761




Re: К вопросу о торпедировании крейсера "Молотов" в ночь на 3 августа 1942

Cobra написал:

#1136887
Ночью можно что угодно и с чем угодно спутать особенно видя силуэт на одну четверть с кормы или носа...

Кошку с собакой проще, чем кошку с козой.


Dear God, be good to me;
The sea is so wide,
And my boat is so small.

#35 25.02.2017 14:17:53

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: К вопросу о торпедировании крейсера "Молотов" в ночь на 3 августа 1942

gomunya написал:

#1136873
Если учесть, что писали про стрельбу главным калибром по низколетящим торпедоносцам

Нет, про этот случай прямо написано: "от попадания снаряда зенитной артиллерии".

#36 25.02.2017 14:20:16

РыбаКит
Предсказатель-апокалиптолог 6-го разряда
Сообщений: 19761




Re: К вопросу о торпедировании крейсера "Молотов" в ночь на 3 августа 1942

http://s011.radikal.ru/i315/1702/86/39c3ce205768.jpg

http://s019.radikal.ru/i625/1702/e3/14fdc2ec0433.jpg


Dear God, be good to me;
The sea is so wide,
And my boat is so small.

#37 25.02.2017 14:21:53

РыбаКит
Предсказатель-апокалиптолог 6-го разряда
Сообщений: 19761




Re: К вопросу о торпедировании крейсера "Молотов" в ночь на 3 августа 1942

http://s019.radikal.ru/i611/1702/fa/aae6d09e7ce3.jpg


Dear God, be good to me;
The sea is so wide,
And my boat is so small.

#38 25.02.2017 15:33:51

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: К вопросу о торпедировании крейсера "Молотов" в ночь на 3 августа 1942

1

А. Кузнецов написал:

#1136820
Проверю свои умозаключения завтра на свежую голову, но в данный момент мне кажется очевидным, что данные по MAS568 похожи на грубый подгон. Если кто из катеров и может претендовать на попадание, то это MAS573 (1-й атаковавший), хотя по времени в курцберихте разница с попаданием торпеды по нашим данным - 14 минут (01:12 и 01:26 мск). У MAS568 реальная разница - вообще час.

Ну чтож, если итальянцы пользовались немецким временем, все становится еще проще. Логично предположить, что атака МАС-573 кореллируется с записями в ЖБД отряда с 00.53 по 01.14, когда наш отряд видел и вел огонь по ТКА. Это также кореллируется с итальянскими схемами из 14-го тома и из статьи, где МАС-573 атакует крейсер, идущий курсом 70 град (согласно нашему донесению) с носовых курсовых углов левого борта, а затем наблюдает отворот крейсера на юг. В 01.11 крейсер резко отвернул вправо, а в 01.16 лег на новый курс 180 град. Таким образом от торпед МАС-573, выпущенных в 01.12 он уклонился своевременно предпринятым маневром. С 01.16 по 01.27 никаких катеров с наших кораблей не наблюдалось, только самолеты. В 01.25 одновременная атака торпедоносцев - справа 90 град и слева 100 град. Из донесения: "... в 01.26 правый самолет сбросил торпеды справа 150 град по крейсеру, из которых одна прошла по левому борту, а вторая попала в корму...". Таким образом в момент торпедирования крейсер лежал на курсе ок. 180 градусов и попадание было в правый борт. Никаких катеров в этот момент там не было, ни по нашим наблюдениям, ни по итальянской схеме.  Далее, согласно нашему ЖБД в 01.27 слева 90 град обнаруживается ТКА противника. По итальянской схеме получается, что это был подходивший от М. Чауда МАС-569. Лишь позже итальянский катер проскочил перед носом нашего отряда и ок. 02.20 мск выпустил свои торпеды. Его атака кореллируется с записями в ЖБД 02.25-02.30 об отражении атаки ТКА, который находился прямо по носу, затем перешел на справа-30, справа-45. Таким образом, вся картина боя, взаимное положение кораблей и место попадания ясно свидетельствует, что оба катера промахнулись.

Схема:
http://s019.radikal.ru/i602/1702/09/43ede927512c.jpg

Бой МАС-573
http://s020.radikal.ru/i716/1702/b2/a6fe45c9e465.jpghttp://s019.radikal.ru/i605/1702/5a/87fce7faca42.jpg

Бой МАС-568
http://s018.radikal.ru/i508/1702/80/8ddc6361c0e6.jpghttp://i075.radikal.ru/1702/a7/50e1ab0a5753.jpg


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#39 25.02.2017 19:20:15

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: К вопросу о торпедировании крейсера "Молотов" в ночь на 3 августа 1942

Если бы у люфтваффе была заявка хотя бы на предположительное попадание, можно было бы с большой вероятностью утверждать, что попала авиаторпеда. Однако в общении с АЧМ и группой ВМС «Юг» фон Вильд (флигерфюрер) ни разу ничего такого не упоминает. Очевидно, никто из летчиков таких заявок не делал – иначе это молчание объяснить невозможно. Вильд находился в Саках – там же, где базировалась II./KG26. Т.е. с выяснением подробностей вылетов у него никаких проблем не было. Конечно, можно предположить, что летчики попали и не заметили этого. Но обычно всё бывало наоборот – попаданий нет, а победные реляции есть.
Вряд ли можно надеяться на то, что попал именно сбитый/пропавший 1T+JH. Он был сбит больше чем через час после попадания торпеды. Т.е. времени доложить у него было полно. Опять же непонятно – если он уже отстрелялся, что он там делал лишний час? Если был оставлен следить за отрядом, зачем подошел вплотную на небольшой высоте, вместо того, чтобы с безопасного расстояния наблюдать корабли на фоне лунной дорожки, как это должно было бы быть? В общем, выглядит нелогично.

На буржуйском форуме по поводу итогового донесения флигерфюрера за 3.8.42 пока никто не ответил.

Botik Petra Velikogo написал:

#1136907
Ну чтож, если итальянцы пользовались немецким временем

Я не знаю, каким временем пользовались итальянцы. Но время, указанное в немецких документах относительно действий итальянцев – немецкое. И оно соответствует ходу событий и по нашим, и по немецким данным. А время в итальянской статье противоречит тому же ходу событий.

Botik Petra Velikogo написал:

#1136907
Никаких катеров в этот момент там не было, ни по нашим наблюдениям, ни по итальянской схеме.

Итальянская схема откровенно условна. Кроме того, что дело было юго-восточнее Феодосии, вряд ли там что-то можно почерпнуть с уверенностью.
«Молотова» от наблюдения отвлекали самолеты. То, что он увидел торпедный катер сразу после попадания, а не перед ним, не дает оснований для твердых выводов. Можно это истолковать так: катер попал именно потому, что его обнаружили уже после залпа, а не до него. Т.к. он стрелял практически в упор, с какого борта крейсера он находился до того, как его заметили, можно только гадать.
Это я не к тому, чтобы спорить до хрипоты. Мне интересно, что же там было, и в связи с этим напрягает отсутствие заявок люфтваффе на попадание.

Итальянские флотофилы – странные люди. Вместо того, чтобы потратить один день на архив и посмотреть подлинные документы, десятилетиями пережевывают макулатуру неясной достоверности. В данном случае всего-то нужно посмотреть документы MAS573 (наверное, в 1-ю очередь – посмотреть, действительно ли там время атаки 01:12 в переводе на московское), MAS568 и FlotMAS.
Может, задать по этому поводу вопрос итальянскому участнику форума с ником lupodimare, когда он в очередной раз появится? Ведь видно же, что человек реально интересуется, что там было на самом деле. Неужели в Италии посещение архива – такая проблема? Интересно, в он-лайн они (архив) ничего не выкладывают?

#40 25.02.2017 19:43:38

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: К вопросу о торпедировании крейсера "Молотов" в ночь на 3 августа 1942

А. Кузнецов написал:

#1136944
«Молотова» от наблюдения отвлекали самолеты. То, что он увидел торпедный катер сразу после попадания, а не перед ним, не дает оснований для твердых выводов.

Основание дает время залпа МАС-573 из немецкого курцберихта - 01.12. Кроме того, катер в 01.27 был обнаружен слева-90 (до этого обнаруженный ТКА тоже все время был слева от крейсера), а попадание торпеды было в правый борт. При этом обращаю внимание на тот факт, что и "Молотов" не стоял на месте. До 01.11 он шел генеральным курсом 70, после этого совершил уворот от торпеды а в 01.16 лег на генеральный курс 180. Не слишком ли шустро один и тот же МАС описал столь широкую дугу, чтобы снова оказаться по левому траверзу? Или самолеты настолько отвлекли наблюдение на "Молотове", что там перепутали левый борт с правым? Так и фото повреждений наводит на мысль о попадании именно со стороны правого борта. Я не готов полностью игнорировать данные нашей стороны и о стороне обнаружения ТКА и торпедировавшем самолете и о торпедных "дорожках" после атак с самолетов. Слишком много свидетельств и совершенно не считаться с ними, на мой взгляд, неверно. Если же восстанавливать картину боя ориентируясь на данные обеих, а не только одной из сторон, то атаки катеров получаются безуспешными, и остается только согласиться с сигнальщиками "Молотова", что их корабль торпедировал самолет. А есть немецкая заявка на это или нет при наличии подробных данных о самом бое - дело 25-е.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#41 25.02.2017 19:46:20

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: К вопросу о торпедировании крейсера "Молотов" в ночь на 3 августа 1942

А. Кузнецов написал:

#1136944
Т.к. он стрелял практически в упор, с какого борта крейсера он находился до того, как его заметили, можно только гадать.

В реальном бою катер не может обогнуть корму крейсера ни за минуту ни за две. Да и зачем ему это делать уже после выпуска торпед не понятно.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#42 25.02.2017 20:01:42

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: К вопросу о торпедировании крейсера "Молотов" в ночь на 3 августа 1942

А. Кузнецов написал:

#1136944
Итальянская схема откровенно условна. Кроме того, что дело было юго-восточнее Феодосии, вряд ли там что-то можно почерпнуть с уверенностью.

Вполне можно. Позиция МАС-573 и в схеме из статьи и в схеме из 14-го том - стрельба в левый борт крейсера. Никакого маневрирования с пересечкой курса нашего отряда по этому катеру схема не дает. А вот МАС-568 да, сначала сблизился со стороны левого борта (ИМХО это именно его обнаружили в 01.27 и отбили огнем), а затем пересек курс и стрелял в правый борт, только часом позже торпедирования.

схема из 14-го тома.
http://s019.radikal.ru/i600/1702/60/dad1c9438cd3.jpg


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#43 25.02.2017 20:14:20

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: К вопросу о торпедировании крейсера "Молотов" в ночь на 3 августа 1942

Botik Petra Velikogo написал:

#1136971
В реальном бою катер не может обогнуть корму крейсера ни за минуту ни за две. Да и зачем ему это делать уже после выпуска торпед не понятно.

42 уз. х 1852 м / 60 минут = 1300 метров - столько катер мог пройти за минуту. А стрелял он со 100 метров. Несколько раз мог перейти с борта на борт крейсера за эту минуту при желании, или если заметался под огнем. Горячка боя, всё такое. После залпа он должен был отвернуть - но вовсе не обязательно на 180 градусов.

Botik Petra Velikogo написал:

#1136968
Основание дает время залпа МАС-573 из немецкого курцберихта - 01.12

Это да, проблема. Я уже выше написал, что хорошо бы проверить в итальянских документах это время. Если в курцберихте не опечатка - тогда да, оба итальянских катера идут лесом со своими успехами.

Botik Petra Velikogo написал:

#1136968
Я не готов полностью игнорировать данные нашей стороны и о стороне обнаружения ТКА и торпедировавшем самолете и о торпедных "дорожках" после атак с самолетов. Слишком много свидетельств и совершенно не считаться с ними, на мой взгляд, неверно.

Согласен, игнорировать нельзя. Но с другой стороны, в немецких документах до сих пор не обнаружено ни одного упоминания о применении авиаторпед той ночью. Что-то странное в этом есть.

Немного вернусь к твоему вчерашнему посту.

Botik Petra Velikogo написал:

#1136485
Да были и, насколько можно судить по документам именно ночью и именно с торпедами - КТВ 1-й флотилии шнелльботов запись от 21.52 2 августа: FT. 2132. Ab 2245 Uhr eigene Torpedoflugzeuge am russischen Verband. Это оповещение именно о запланированном вылете торпедоносцев с торпедами, о вылете разведчиков штаб флигерфюрера катера не оповещал.

Совершенно согласен - это оповещение о прибытии ударных самолетов. Действительно из торпедоносной группы - но, строго говоря, неизвестно, с торпедами, или еще с чем. "Молотов" наблюдал и торпеды, и бомбы.
Любопытно, что отцы-командиры довольно сильно обманули шнельботчиков. Обещали в 22:45=23:45 мск, а первое открытие огня по самолету - 01:19. Больше полутора часов разницы. Интересно, с чем это связано.

#44 25.02.2017 20:23:48

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: К вопросу о торпедировании крейсера "Молотов" в ночь на 3 августа 1942

Botik Petra Velikogo написал:

#1136971
схема из 14-го тома.

Том - 11-й, а не 14-й. Насчет того, условна/неусловна эта схема - я даже не знаю, что возразить. На мой взгляд, она вопиюще условна. Наверное, часть дискуссии, относящуюся к условности схемы, лучше оставить за скобками ввиду непримиримых противоречий сторон относительно достоинств схемы :)

Отредактированно А. Кузнецов (25.02.2017 20:47:45)

#45 25.02.2017 21:06:42

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: К вопросу о торпедировании крейсера "Молотов" в ночь на 3 августа 1942

А. Кузнецов написал:

#1136985
Несколько раз мог перейти с борта на борт крейсера за эту минуту при желании, или если заметался под огнем.

Это не отвечает на вопрос, зачем он после скрытного выпуска торпед в правый борт перешел на левый и сблизился так, что его заметили.

А. Кузнецов написал:

#1136985
в немецких документах до сих пор не обнаружено ни одного упоминания о применении авиаторпед той ночью.

А каким видом документа люфтваффе мы обладаем, где должен фигурировать выпуск торпед, если он реально имел место? Разве мы имеем вообще что-то из них?

А. Кузнецов написал:

#1136985
Действительно из торпедоносной группы - но, строго говоря, неизвестно, с торпедами, или еще с чем. "Молотов" наблюдал и торпеды, и бомбы.

Ты готов признать, что бомбы не померещились, но торпеды могли:)

А. Кузнецов написал:

#1136985
Интересно, с чем это связано.

Может торпеды готовили:)

А. Кузнецов написал:

#1136991
Насчет того, условна/неусловна эта схема - я даже не знаю, что возразить. На мой взгляд, она вопиюще условна.

Не более вопиюща, чем разница между схемой и картой:) Похоже тебя в состоянии убедить только последняя. Мне достаточно и схемы, отражающей без масштаба взаимное положение сторон в момент применения катерами торпедного оружия. Я видел много схем и в наших боевых донесениях. И что, им всем не верить?
Если вернуться к схеме, то лично мне бросается в глаза, что взаимное положение "Молотова" и атаковавших его катеров полностью совпадает с тем, что указано в нашем ЖБД. Еще одно случайное совпадение, на которое ты предлагаешь не обращать внимания?
В нашем ЖБД запись: "01.14 Слева 120 град (крейсер заканчивал поворот на курс 180 град - мое прим.) обнаружен ТКА противника, идет на крейсер. Открыт огонь" Это, по моему мнению, и есть отражение атаки МАС-573 в нашем ЖБД. До торпедного попадания целых 12 минут.

А вообще все это лирика. Если появятся документ от флигерфюрера в котором будет сказано, что самолеты вылетали без торпед (что на мой взгляд нонсенс, поскольку ночное применение бомбардировщиков против маневрирующих кораблей немцами не практиковалось), я готов признать свою неправоту. А пока не вижу на то оснований.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#46 25.02.2017 21:25:59

SeeMin
Мичманъ
michman
Сообщений: 1113




Re: К вопросу о торпедировании крейсера "Молотов" в ночь на 3 августа 1942

Botik Petra Velikogo написал:

#1136968
Так и фото повреждений наводит на мысль о попадании именно со стороны правого борта.

Скажите, а Вы можете как-то описать, какие фото Вы видели и каким образом рассуждали, чтобы прийти к такому выводу?

#47 25.02.2017 21:44:13

А. Кузнецов
Участник форума
Сообщений: 2083




Re: К вопросу о торпедировании крейсера "Молотов" в ночь на 3 августа 1942

Botik Petra Velikogo написал:

#1137003
Это не отвечает на вопрос, зачем он после скрытного выпуска торпед в правый борт перешел на левый и сблизился так, что его заметили.

Он мог не знать, видят его, или нет. А на другой борт перешел - может, "Харькова" испугался, например. Или еще что-то. Командир же не робот, живой человек под огнем. Тем более итальянец.

Botik Petra Velikogo написал:

#1137003
А каким видом документа люфтваффе мы обладаем, где должен фигурировать выпуск торпед, если он реально имел место? Разве мы имеем вообще что-то из них?

Упоминания о торпедных атаках с воздуха были и у АЧМ, и у МГК "Юг". Регулярной формализованной информации нет, это точно. Но данный случай неординарный - целый крейсер утопили (как им казалось поначалу). И специально интересовались этим вопросом, АЧМ и МГК запросы делали. И при этом вообще ни одного упоминания об атаках торпедоносцев. Это же очень странно.

Botik Petra Velikogo написал:

#1137003
Ты готов признать, что бомбы не померещились, но торпеды могли:)

Не надо демонизировать :) Я за то, что односторонние наблюдения - не очень надежный источник. Ты же знаешь массу примеров, когда торпеды видели там, где их не было, а иногда и не могло быть.

Botik Petra Velikogo написал:

#1137003
Может торпеды готовили:)

Или искали, но так и не нашли :). Или на всех не хватило.

Botik Petra Velikogo написал:

#1137003
Я видел много схем и в наших боевых донесениях. И что, им всем не верить?

Ну уж точно можно верить далеко не всем таким схемам.

Botik Petra Velikogo написал:

#1137003
лично мне бросается в глаза, что взаимное положение "Молотова" и атаковавших его катеров полностью совпадает с тем, что указано в нашем ЖБД

Посмотрю внимательно.

Вообще же всё упирается в то, чтобы посмотреть время атаки MAS573 в первоисточнике и, желательно, итоговое донесение Вильда за 3 августа. Возможно, после этого наступит ясность.

Кстати, положение фон Вильда в это время было шаткое. Рихтгофен был им недоволен, как пишет Хэйуорд (он считает, что это было незаслуженное недовольство). И 9 августа, всего через 6 дней после интересующих нас событий, Вильда сняли и задвинули в Грецию руководить воздушными перевозками (типа, поставили на сельское хозяйство). Т.е. Вильд вроде бы был заинтересован в громком успехе вверенных ему сил. Но при этом даже не заикнулся, что крейсер могли утопить его стервятники.

#48 26.02.2017 00:41:58

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: К вопросу о торпедировании крейсера "Молотов" в ночь на 3 августа 1942

А. Кузнецов написал:

#1137017
Вообще же всё упирается в то, чтобы посмотреть время атаки MAS573 в первоисточнике и, желательно, итоговое донесение Вильда за 3 августа. Возможно, после этого наступит ясность.

Согласен. А до этого, похоже, каждый останется при своем мнении, в чем ничего криминального нету :)


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#49 26.02.2017 15:55:55

han-solo
Гость




Re: К вопросу о торпедировании крейсера "Молотов" в ночь на 3 августа 1942

Botik Petra Velikogo написал:

#1136907
Ну чтож, если итальянцы пользовались немецким временем, все становится еще проще.

Итальянцы с немцами были и тогда в одном часовом поясе,так логично, что и на ЧМ пользовались одним временем.

Botik Petra Velikogo написал:

#1136907
Логично предположить, что атака МАС-573 кореллируется с записями в ЖБД отряда с 00.53 по 01.14, когда наш отряд видел и вел огонь по ТКА. Это также кореллируется с итальянскими схемами из 14-го тома и из статьи, где МАС-573 атакует крейсер, идущий курсом 70 град (согласно нашему донесению) с носовых курсовых углов левого борта, а затем наблюдает отворот крейсера на юг. В 01.11 крейсер резко отвернул вправо, а в 01.16 лег на новый курс 180 град. Таким образом от торпед МАС-573, выпущенных в 01.12 он уклонился своевременно предпринятым маневром. С 01.16 по 01.27 никаких катеров с наших кораблей не наблюдалось, только самолеты. В 01.25 одновременная атака торпедоносцев - справа 90 град и слева 100 град. Из донесения: "... в 01.26 правый самолет сбросил торпеды справа 150 град по крейсеру, из которых одна прошла по левому борту, а вторая попала в корму...". Таким образом в момент торпедирования крейсер лежал на курсе ок. 180 градусов и попадание было в правый борт. Никаких катеров в этот момент там не было, ни по нашим наблюдениям, ни по итальянской схеме.

Выделил фразу. Если была одновременная атака двух торпедоносцев, то по идее экипаж что шёл слева, мог увидеть попадание напарника.

А. Кузнецов написал:

#1137017
Он мог не знать, видят его, или нет. А на другой борт перешел - может, "Харькова" испугался, например. Или еще что-то. Командир же не робот, живой человек под огнем. Тем более итальянец.

Мог и "Харькова" испугаться, может понадеялся что при таком манёвре из- за большого углового перемещения не попадут , чем при выполнении отворота от корабля.

SeeMin написал:

#1137007
Скажите, а Вы можете как-то описать, какие фото Вы видели и каким образом рассуждали, чтобы прийти к такому выводу?

Ну согласно докладам атака и попадание были с правого борта. К сожалению в своё время на занятиях мы не разбирали этот случай боевого повреждения и борьбы за живучесть. Мне самому честно говоря казалось, что попадание могло быть в левый борт, фотография конечно скверного качества:
https://s8.hostingkartinok.com/uploads/images/2017/02/d4a6062c5b9d9b53f7c74e896eabffb0.jpg Смущает аккуратное разрушение левого борта и уцелевший кусок бортовой секции правого борта, конечно всякое могло быть. Классический случай отрыва оконечности, и у секции правого борта больше шансов уцелеть при попадании в левый борт. Но обратите внимание на три момента: 1. Если это была авиаторпеда, то она пришла под углом 150 градусов, тоесть с кормового сектора. 2. Свисает исковерканная палубная секция, скорее всего её надорвало и приподняло в момент взрыва. 3. "Последствия воздушной атаки оказа­лись серьезными. Взрывом оторвало 20 м кормовой оконечности крейсера (до 262-го шп.) с рулем, румпельным отделением с рулевой машиной и химическим отсеком. В кормовых отсеках погибли 18 человек. Все помещений в районе взрыва оказались разрушенными, деформировало кронштейн правого валопровода, сильно погнуло конус гребного вала. Корабль потерял управление. Повреждение винтов и правого гребного вала вызвало сильную вибрацию корпуса, ход снизился до 10 узлов. Из-за резкого снижения оборотов носового ГТЗА давление в котлах поднялось выше критического, сработали предохранительные клапаны, и через них с оглушительным свистом в атмосферу вырвался столб пара, образуя над кораблем белое облако. Крейсер начал описывать циркуляцию влево, так как отогнутая взрывом обшивка борта действовала как положенный на борт руль." (с)  http://www.kchf.ru/ship/cruiser/molotov.htm
  Правый гребной вал и его кронштейн пострадали, при попадании в левый борт корпус бы прикрывал его от газоводяного молота, так что рискну предположить такую версию: торпеда пришла с кормового сектора справа, но попала не в борт, а ниже, возможно в район руля. Газоводяной молот проник в корпус, приподнял и оторвал часть палубной секции, а так же наддул и отогнул часть секции правого борта. Кроме импульса вверх, был и импульс влево, корма оторвалась сравнительно ровно, но в этом месте как раз был переход с продольной на поперечную систему набора.

Спойлер :

Так что попадание скорее всего было именно с правого борта и торпеда имела приличное углубление, что вполне стыкуется с затоплением днищевых отсеков на схеме:
https://s8.hostingkartinok.com/uploads/images/2017/02/49e882665bf6ccd902dca1582f6ec159.jpg
ИМХО.

Отредактированно han-solo (26.02.2017 15:58:25)

#50 26.02.2017 16:21:45

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: К вопросу о торпедировании крейсера "Молотов" в ночь на 3 августа 1942

han-solo написал:

#1137144
Итальянцы с немцами были и тогда в одном часовом поясе,так логично, что и на ЧМ пользовались одним временем.

Финны с немцами в Финском заливе тоже, однако пользовались разным.

han-solo написал:

#1137144
Мог и "Харькова" испугаться, может понадеялся что при таком манёвре из- за большого углового перемещения не попадут , чем при выполнении отворота от корабля.

Торпеды МАС-573 выпустил в 01.12, обнаружен (по версии ув. Андрея; я считаю, что обнаруженным в 01.27 катером был МАС-568) через минуту после взрыва торпеды в 01.27. Странная реакция на испуг от "Харькова" после торпедной атаки - перешел на другой борт и сблизился с атакованной целью.
Кстати, боевое донесение нашего отряда подтверждает итальянские данные о том, что "Харьков" после 01.05 пытался контратаковать МАС-573. "... на повороте влево был прямо по курсу обнаружен катер, тогда, чтобы не подставлять катеру борт ЛД "Харьков" пошел прямо на катер (открывший по мостику пулеметный огонь) и из носовых 130мм пушек уничтожил его. ... Еще до поворота на зюйд на левом траверзе крейсера снова обнаружен ТКА, но торпед не видели так же как и два других, выходивших на КР "Молотов" и ЛД "Харьков" с кормы". В отличие от этого эпизода, торпедные дорожки от сброшенных с самолетов торпед на кораблях хорошо видели (пишут как и где относительно кораблей проходили торпеды).

han-solo написал:

#1137144
фотография конечно скверного качества:

В отчете фотографий гораздо больше. Видно, что часть уцелевших конструкций по левому борту отогнута меньше, чем по правому.

han-solo написал:

#1137144
так что рискну предположить такую версию: торпеда пришла с кормового сектора справа, но попала не в борт, а ниже, возможно в район руля. Газоводяной молот проник в корпус, приподнял и оторвал часть палубной секции, а так же наддул и отогнул часть секции правого борта. Кроме импульса вверх, был и импульс влево, корма оторвалась сравнительно ровно, но в этом месте как раз был переход с продольной на поперечную систему набора.

Да и специалисты ЧФ на основании донесения корабля и обследования пришли к похожим выводам.

http://s019.radikal.ru/i605/1702/43/edc888c926a3t.jpg


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

Страниц: 1 2 3 4 … 6


Board footer