Сейчас на борту: 
sezin,
Starracer,
адм
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3 … 7

#1 11.05.2013 14:39:36

invisible
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Le Fevre
HMAS Newcastle
Сообщений: 9556




О возможности прорыва Новика

Как известно, после боя 28 июля Новик, прорвавшись вслед за Аскольдом, прибыл в Киочао и догрузившись углем, решил добираться во Владивосток вокруг Японии, но был перехвачен Цусимой в заливе Анива и после жаркого боя был затоплен недалеко от берега. Исходя из описаний вояжа Новика и его сражения, создается впечатление, что шансов у корабля практически не было ввиду падения скоростных характеристик и дефицита угля.
Но так ли это? Я думаю, что главной причиной гибели корабля были ошибки его командира фон Шульца. Шансы на прорыв у Новика были хорошие. Следует рассмотреть более детально, что же ему помешало.
Об угле.
Из ПА Новик вышел, имея 420т угля на борту. Недобрали до полного. Но отметим, что нормальный запас угля у крейсера 400т, а полный - 500т.
В Киочао Новик принял на борт 250т угля. Как ни странно, но его угольный запас оказался близок к полному. А полного запаса Новику хватает на 3500 миль пути на 10-узловом ходу.
О скорости.
Скорость крейсера, конечно, упала, но все равно была выше большинства других кораблей. При выходе из Корсакова
"Быстро довели ход до 20 уз при 130 об/мин и подняли стеньговый флаг. "
Напомню, что скорость у Цусимы 20 узлов паспортная, да еще и котлы у неё системы Никлоса, требовавшие особого ухода. Реальная скорость японского крейсера вряд ли превышала 17 узлов, что много ниже, чем у Новика.
Оценивая эти показатели, можно прийти к выводу, что шансы на прорыв у Новика были довольно высокие.
В чем же видятся ошибки фон Шульца?
Первое. Незачем было идти вокруг Японии. Цусимский пролив можно было пройти ночью на высокой скорости. Угля хватало. Если же утром и увидели корабли Камимуры, то от них несложно было уйти.
Второе. Поздний выход из Корсаковского поста. Переговоры японских кораблей перехватили в 14:30, но только через 45 минут Шульц приказал остановить погрузку угля и готовиться к выходу. Вышли в 16:30, когда уже заметили дымы на горизонте. Очень поздно.
Третье. Маршрут фон Шульц избрал самый наихудший, если судить по карте.
http://savepic.net/3616706m.jpg
Противнику требовалось лишь слегка отвернуть вправо, чтобы лечь на параллельный курс, тогда как у Новика был  почти разворот. Фон Шульц почему-то пошел вдоль берега, который поворачивал прямо на юг. Скоростные свойства Новика оказались бесполезными.
Я вижу 2 более перспективных варианта. Можно было идти на полной скорости по направлению против движения Цусимы и, получив короткий бой на встречных курсах, оторваться от неё. Или использовать опыт 1ТОЭ в первой части боя, когда она неожиданным маневром пересекла курс вражеской эскадры. Конечно, в тылу у Цусимы был еще и Читозе, но к тому времени, когда Новик подошел бы к оконечности мыса Крильон, уже, по крайней мере, наступили бы сумерки, так что шансы уйти были хорошие.


История есть ложь, с которой все согласны (Вольтер)

#2 11.05.2013 20:07:26

Пересвет
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: Санкт-Петербург
крейсер "Новик"
Сообщений: 14637




Re: О возможности прорыва Новика

invisible написал:

Оригинальное сообщение #695561
Если же утром и увидели корабли Камимуры, то от них несложно было уйти.

Со скоростью не более 19-20 узлов, причём и эта скорость может быстро снизиться. В Корейском проливе следовало ожидать кого-нибудь из "собачек", от которых уйти проблематично с такой-то скоростью. Попытались "уйти огородами" (что впоследствии после Цусимы успешно сделал командир "Алмаза", который не попёрся во Владивосток напрямую).

invisible написал:

Оригинальное сообщение #695561
Переговоры японских кораблей перехватили в 14:30, но только через 45 минут Шульц приказал остановить погрузку угля и готовиться к выходу. Вышли в 16:30, когда уже заметили дымы на горизонте.

Во время погрузки прекратили пары в котлах, чтобы заглушить лопнувшие на переходе трубки (иначе даже 20-узловой скорости могли не дать). После обнаружения присутсвия противника понадобилось время, чтобы снова развести пары в котлах, потому и вышли не сразу.

invisible написал:

Оригинальное сообщение #695561
Можно было идти на полной скорости по направлению против движения Цусимы и, получив короткий бой на встречных курсах,

Можно было получить серьёзные повреждения в ближнем бою. Попытались выдерживая приличную дистанцию боя свести повреждения к минимуму, уйти в море и затем попытаться пройти мимо японцев ночью.

#3 11.05.2013 21:04:09

адм
Лейтенантъ
let
Откуда: Ижевск
Сообщений: 5771




Re: О возможности прорыва Новика

invisible написал:

Оригинальное сообщение #695561
Первое. Незачем было идти вокруг Японии. Цусимский пролив можно было пройти ночью на высокой скорости.

Сейчас известно что в Цусимском проливе в эти дни было слишком шумно. Шульц предполагал именно это.

Ошибкой было то что Шульц пошел Кунаширским проливом и был обнаружен. Если бы Новик пошел проливом Фриза японцы еще долго бы его у Сангара ждали. Пролив Фриза это лишние сутки или 36 тонн угля, но по Штеру на переход было потрачено 385 т угля.


Не следует думать, что новые идеи побеждают путем острых дискуссий, в которых создатели нового переубеждают своих оппонентов. Старые идеи уступают новым таким образом, что носители старого умирают, а новое поколение воспитывается в новых идеях, воспринимая их как нечто само собой разумеющееся.

#4 11.05.2013 21:09:22

артём
Гость




Re: О возможности прорыва Новика

адм написал:

Оригинальное сообщение #695673
по Штеру на переход было потрачено 385 т угля.

Где именно в записках указан полный расход топлива?

#5 11.05.2013 21:56:22

адм
Лейтенантъ
let
Откуда: Ижевск
Сообщений: 5771




Re: О возможности прорыва Новика

артём написал:

Оригинальное сообщение #695676
Где именно в записках указан полный расход топлива?

Ошибся. У Штера указан только расход угля в первые трое суток - 50, 55, 58 т.
Средний расход с 2 по 7 августа - 36,5 т/с.
То есть общий расход с утра 30 июля по утро 7 августа - 382 т.


Не следует думать, что новые идеи побеждают путем острых дискуссий, в которых создатели нового переубеждают своих оппонентов. Старые идеи уступают новым таким образом, что носители старого умирают, а новое поколение воспитывается в новых идеях, воспринимая их как нечто само собой разумеющееся.

#6 11.05.2013 22:12:01

артём
Гость




Re: О возможности прорыва Новика

адм написал:

Оригинальное сообщение #695707
Ошибся.

Дело не в этом. Ни в записках офицера, ни в отчете командира не указано сколько было угля и сколько израсходовано.

Есть упоминание что из Артура вышли не приняв уголь до полного, от немцев так же. За то, есть упоминание об аварийном глушении котлов, глушении части трубок в котлах, переборке конденсаторов, перерасходе масла.

Кроме того,  командир упоминает подводное попадание при прорыве. Сам факт такого попадания подвергаю сомнению. Однако, если допустить что попадание было, то корабль принял воды (т.е водоизмещение увеличилось).

Отредактированно артём (11.05.2013 22:12:42)

#7 12.05.2013 00:14:49

Пересвет
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: Санкт-Петербург
крейсер "Новик"
Сообщений: 14637




Re: О возможности прорыва Новика

артём написал:

Оригинальное сообщение #695714
Ни в записках офицера, ни в отчете командира не указано сколько было угля и сколько израсходовано.

Зато это было указано в Вахтенном журнале! :) Так вот, "Новику" не хватило угля потому, что до южной оконечности Японии шли со скоростью 15 узлов, что значительно выше экономической скорости. Командир явно понял это и родился миф о перерасходе угля из-за лопающихся трубок в котлах. На самом деле при экономической скорости угля в сутки тратилось ненамного больше, чем при переходе на Дальний Восток.

артём написал:

Оригинальное сообщение #695714
командир упоминает подводное попадание при прорыве. Сам факт такого попадания подвергаю сомнению.

И правильно. В Вахтенном журнале отмечено, что подводных пробоин - нет.

#8 12.05.2013 00:23:08

артём
Гость




Re: О возможности прорыва Новика

Пересвет написал:

Оригинальное сообщение #695762
Зато это было указано в Вахтенном журнале!

Где можно увидеть?

#9 12.05.2013 00:24:51

артём
Гость




Re: О возможности прорыва Новика

Пересвет написал:

Оригинальное сообщение #695762
Так вот, "Новику" не хватило угля потому, что до южной оконечности Японии шли со скоростью 15 узлов, что значительно выше экономической скорости. Командир явно понял это и родился миф о перерасходе угля из-за лопающихся трубок в котлах.

Т.е. в документах нет указания на переборку холодильников и глушение трубок в котлах?

#10 12.05.2013 01:07:48

Пересвет
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: Санкт-Петербург
крейсер "Новик"
Сообщений: 14637




Re: О возможности прорыва Новика

артём написал:

Оригинальное сообщение #695764
Где можно увидеть?

Я лично увидел в РГА ВМФ (Ф.870, Оп.1, Д.30670).

артём написал:

Оригинальное сообщение #695766
в документах нет указания на переборку холодильников и глушение трубок в котлах?

Холодильники вскрывали ещё до перехода из Циндао. А разрывы трубок хоть и случались чаще, но лишь незначительно увеличили расход угля. Были сутки, когда израсходовали 40 тонн, но были и сутки, когда израсходовали лишь 34 тонны. Серьёзных отличий от обычного расхода (35 тонн - на переходе на Дальний Восток) - не было! Штер лишь повторил байку Шульца, написанную в рапорте "задним числом". Аккуратно ежедневно заполняемый Вахтенный журнал - более "объективен". :)

#11 12.05.2013 01:18:44

артём
Гость




Re: О возможности прорыва Новика

Пересвет написал:

Оригинальное сообщение #695770
Я лично увидел в РГА ВМФ

Может у вас есть копия или выписки?

#12 12.05.2013 01:29:39

Пересвет
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: Санкт-Петербург
крейсер "Новик"
Сообщений: 14637




Re: О возможности прорыва Новика

артём написал:

Оригинальное сообщение #695774
Может у вас есть копия или выписки?

Кое-что (что нужно) выписывал (в частности, по углю меня очень интересовал вопрос). А копий (целиком) страниц не снимал. :(

#13 12.05.2013 01:31:16

артём
Гость




Re: О возможности прорыва Новика

Пересвет написал:

Оригинальное сообщение #695777
Кое-что (что нужно) выписывал (в частности, по углю меня очень интересовал вопрос)

Вот это и очень интересно. Сколько угля приняли в Циндао? И сколько было при выходе из Артура?

#14 12.05.2013 01:37:28

Пересвет
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: Санкт-Петербург
крейсер "Новик"
Сообщений: 14637




Re: О возможности прорыва Новика

артём написал:

Оригинальное сообщение #695778
Сколько угля приняли в Циндао?

250 тонн.

артём написал:

Оригинальное сообщение #695778
И сколько было при выходе из Артура?

420 тонн (из них в бою 28 июля и в ночь на 29-е сожгли больше половины).

#15 12.05.2013 01:46:40

артём
Гость




Re: О возможности прорыва Новика

Пересвет написал:

Оригинальное сообщение #695781
420 тонн (из них в бою 28 июля и в ночь на 29-е сожгли больше половины).

Это понятно, несколько часов максимальными ходами.

Получается что из Циндан Новик ушел с запасом далёким от полного. В таком случае получается что присутствует или грубая ошибка штурманов или изначальный расчет дозаправиться до прихода во Владивосток.

#16 12.05.2013 07:16:40

invisible
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Le Fevre
HMAS Newcastle
Сообщений: 9556




Re: О возможности прорыва Новика

артём написал:

Оригинальное сообщение #695783
Получается что из Циндан Новик ушел с запасом далёким от полного. В таком случае получается что присутствует или грубая ошибка штурманов или изначальный расчет дозаправиться до прихода во Владивосток.

Вряд ли. Он вышел в 3 часа ночи. Фактически время еще было для загрузки и не стал бы Штерн выходить преждевременно без достаточного запаса угля. Думаю, никак не меньше 450т у него было на борту.


История есть ложь, с которой все согласны (Вольтер)

#17 12.05.2013 07:19:24

invisible
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Le Fevre
HMAS Newcastle
Сообщений: 9556




Re: О возможности прорыва Новика

Модераторы! Прошу перенести тему назад. Это не альтернатива, а анализ возможностей прорыва, который Новик и пытался провести. Ничем не хуже "достойного решения командира Варяга".


История есть ложь, с которой все согласны (Вольтер)

#18 12.05.2013 07:30:29

invisible
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Le Fevre
HMAS Newcastle
Сообщений: 9556




Re: О возможности прорыва Новика

адм написал:

Оригинальное сообщение #695673
Сейчас известно что в Цусимском проливе в эти дни было слишком шумно. Шульц предполагал именно это.

Ошибкой было то что Шульц пошел Кунаширским проливом и был обнаружен. Если бы Новик пошел проливом Фриза японцы еще долго бы его у Сангара ждали. Пролив Фриза это лишние сутки или 36 тонн угля, но по Штеру на переход было потрачено 385 т угля.

Шумно не проблема, если идти ночью. Можно было догадаться, что пока он будет ползти 10-узловым ходом вокруг Японии, противник вполне сумеет добраться коротким путем до Лаперуза.
Но в принципе, если действительно на корабле оставалось порядка 70т угля, можно было просто идти в Николаевск. Корсаков в принципе опасно. Он мог быть просто уже уничтожен.

Отредактированно invisible (12.05.2013 08:51:22)


История есть ложь, с которой все согласны (Вольтер)

#19 12.05.2013 12:36:51

Пересвет
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: Санкт-Петербург
крейсер "Новик"
Сообщений: 14637




Re: О возможности прорыва Новика

invisible написал:

Оригинальное сообщение #695793
Он вышел в 3 часа ночи. Фактически время еще было для загрузки и не стал бы Штерн выходить преждевременно

Хотели уйти в море ещё затемно.

invisible написал:

Оригинальное сообщение #695793
Думаю, никак не меньше 450т у него было на борту.

Что явно меньше полного запаса (500 тонн).

invisible написал:

Оригинальное сообщение #695795
Можно было догадаться, что пока он будет ползти 10-узловым ходом вокруг Японии, противник вполне сумеет добраться коротким путем до Лаперуза.

Это если противник будет знать, каким путём "Новик" пойдёт во Владивосток.

invisible написал:

Оригинальное сообщение #695795
можно было просто идти в Николаевск

Угля не хватило бы до Николаевска.

#20 12.05.2013 12:40:07

Пересвет
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: Санкт-Петербург
крейсер "Новик"
Сообщений: 14637




Re: О возможности прорыва Новика

invisible написал:

Оригинальное сообщение #695794
Это не альтернатива

Уже в первом посте начинаете "давать советы" Шульцу "как всё взять и поделить"(с) как дойти до Владивостока. %) Сами захотели отправки темы в "альтернативный" раздел.

Отредактированно Пересвет (12.05.2013 12:40:22)

#21 12.05.2013 18:19:29

invisible
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Le Fevre
HMAS Newcastle
Сообщений: 9556




Re: О возможности прорыва Новика

Это разбор полетов. Обычное дело.


История есть ложь, с которой все согласны (Вольтер)

#22 12.05.2013 19:40:47

адм
Лейтенантъ
let
Откуда: Ижевск
Сообщений: 5771




Re: О возможности прорыва Новика

invisible написал:

Оригинальное сообщение #695795
Шумно не проблема, если идти ночью.

Пролив длинный, а где находятся японские дозоры - неизвестно. По логике они должны были находится на входе, выходе пролива, в несколько линий, реально - находились даже не на выходе, а далеко от выхода, примерно по линии Ульсана (Нийтака дежурила на юге).

Как мог идти Шульц через Цусиму?
Чтобы подойти к входу в пролив вечером особо спешить не надо - со скоростью 12-13 узлов Новик пройдет о-ва Гото к 20 часам 31 июля. После этого можно увеличить скорость до 17 узл чтобы за темное время пройти максимальное расстояние. Тогда из пролива Новик выйдет в 2 часа ночи 1 августа. Вот только к линии японского дозора Новик подойдет в 5 утра, как раз тогда когда Камимура начинал бой с ВОК, а Уриу собирал свой отряд растянутый в линию на восток. Новик как раз мог тут и попасть под раздачу.
В отличии от бой в заливе Анива, ремонт котлов и холодильников на Новике за время короткого боевого перехода вряд ли мог быть произведен, так что на полный ход нельзя было рассчитывать.
Это что могло быть в реале.
Шульц же мог предполагать что в проливе будут сосредоточены и другие отряды японцев, в несколько завес.

invisible написал:

Оригинальное сообщение #695795
Можно было догадаться, что пока он будет ползти 10-узловым ходом вокруг Японии, противник вполне сумеет добраться коротким путем до Лаперуза.

"Читозе" и "Цусима" ждали Новик не в проливе Лаперуза, а в Сангаре, быстро перейдя к Сахалину после телеграммы с Кунашира. Но в результате перехватили Новик не утром, во время погрузки, а уже к ее окончанию.
Шанс пропустить его был очень велик.

Отредактированно адм (12.05.2013 19:45:01)


Не следует думать, что новые идеи побеждают путем острых дискуссий, в которых создатели нового переубеждают своих оппонентов. Старые идеи уступают новым таким образом, что носители старого умирают, а новое поколение воспитывается в новых идеях, воспринимая их как нечто само собой разумеющееся.

#23 12.05.2013 23:08:20

Алексей Кридинер
Гость




Re: О возможности прорыва Новика

адм написал:

Оригинальное сообщение #695932
Шанс пропустить его был очень велик.

Тогда по итогу РЯВ Новик признали бы лучшим крейсером минувшей войны и пустили бы в массовую серию. :-)
Новик, Изумруд (прорвался таки, хоть и затопили потом), Алмаз... Точно, растиражировали бы потом.

#24 13.05.2013 08:59:13

invisible
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Le Fevre
HMAS Newcastle
Сообщений: 9556




Re: О возможности прорыва Новика

адм написал:

Оригинальное сообщение #695932
Как мог идти Шульц через Цусиму?
Чтобы подойти к входу в пролив вечером особо спешить не надо - со скоростью 12-13 узлов Новик пройдет о-ва Гото к 20 часам 31 июля. После этого можно увеличить скорость до 17 узл чтобы за темное время пройти максимальное расстояние. Тогда из пролива Новик выйдет в 2 часа ночи 1 августа. Вот только к линии японского дозора Новик подойдет в 5 утра, как раз тогда когда Камимура начинал бой с ВОК, а Уриу собирал свой отряд растянутый в линию на восток. Новик как раз мог тут и попасть под раздачу.
В отличии от бой в заливе Анива, ремонт котлов и холодильников на Новике за время короткого боевого перехода вряд ли мог быть произведен, так что на полный ход нельзя было рассчитывать.
Это что могло быть в реале.
Шульц же мог предполагать что в проливе будут сосредоточены и другие отряды японцев, в несколько завес.

Да нет там никаких дозоров. Корабли Уриу догнать Новик не способны, да и не было его там. С чего он взял, что на Цусиме шумно, если 1ТОЭ ушла к ПА и противник, естественно, тоже. Неужели он в Циндао слышал шумы Цусимы?
Если путь прямой, то можно было развить и полный ход, запас угля позволял. Еще бы и ВОК встретил, предупредил, Рюрик спас.
Насчет предположений, то можно было полагать также, что:

пара крейсеров ждет его к югу от Кюсю,
Корсаков заминорован противником,
Корсаковский пост вообще уничтожен или захвачен противником,
противник пройдет через Сангар и встретит его по пути,
погода не позволит ему пройти мимо Курильских островов,
возникнут новые неполадки у механизмов,
противник организует блокаду Владивостока.

Обходной путь сулит много неизвестностей и неприятностей, а фон Шульц об истинном положении дел никакой информации не имел.
А японцы могли послать из Хакодате ВспКр и миноносцы, чтобы уничтожить Корсаковский пост и поджечь там склады с огнем. Расчитывать на беспроблемную догрузку угля в Корсакове было ошибкой.

Отредактированно invisible (13.05.2013 09:16:38)


История есть ложь, с которой все согласны (Вольтер)

#25 13.05.2013 09:31:14

komo78
Лейтенантъ
let
Сообщений: 1088




Re: О возможности прорыва Новика

А японцы могут рискнуть отправить обстрелять сахалин вспкр без прикрытия асаммами, а то до 1 августа был риск нарватся на ВОК или быть перехваченым при возвращение.

Страниц: 1 2 3 … 7


Board footer