Сейчас на борту: 
Lankaster,
maslopoop,
ВладимирФ,
клерк,
Олег
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3 4

#1 19.07.2012 18:07:16

H-44
Мичманъ
michman
Сообщений: 1831




Штаты, росписания, чины и звания, прохождение службы в РИФ

В этой ветке хотелось бы продолжить разговор, который имел место в ветке Моделирование операций. Здесь, полагаю, это смотрится органичнее.
Для начала хотел бы поинтересоваться относительно табелей комплектации кораблей разных классов РИФ.
Кроме того, по боевым росписаниям - в сети известны эти документы для "Князя Суворова", "Олега" и "Жемчуга", в книге Мельникова есть ещё для "Варяга". Есть ли в доступности боевые расписания для других кораблей?
В начале 20 в. корабельная организация в других ведущих флотах также подобно нашей была унаследована из парусного флота т.е. была так сказать ротно-вахтовой, или где-то уже пришли к современной организации БЧ-отделение-группа в каком-либо виде?
Есть ли в сети Корабельный устав 1901 г. в полном объёме? Это сниммало бы многое вопросы. Также очень интересует хозяйственный устав. Вообще непонятно, в какой книге прописаны подробно обязанности нестроевых нижних чинов - мастеровых и им подобных - в КУ по ним почти ничего.
Буду рад если эта тема кого-нибудь заинтересует!
С уважением,

Отредактированно H-44 (19.07.2012 18:08:03)

#2 20.07.2012 11:11:28

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6276




Re: Штаты, росписания, чины и звания, прохождение службы в РИФ

H-44 написал:

Оригинальное сообщение #563420
Есть ли в сети Корабельный устав 1901 г. в полном объёме?

И Корабельный и Береговой службы в djvu. Что называется "где брал, там нет" - не помню, но если нужно "за гланды", чирканите, вышлю "в личку".


Sapienti sat

#3 20.07.2012 16:15:13

veter
Лейтенантъ
let
Откуда: Петропавловск-Таганрог-Донецк
минный заградитель Кавторанг Иванов
Сообщений: 6378




Re: Штаты, росписания, чины и звания, прохождение службы в РИФ

H-44 написал:

Оригинальное сообщение #563420
В начале 20 в. корабельная организация в других ведущих флотах также подобно нашей была унаследована из парусного флота т.е. была так сказать ротно-вахтовой, или где-то уже пришли к современной организации БЧ-отделение-группа в каком-либо виде?

Этот момент нужно немного прояснить: ротно-вахтовая это как? Вахтенный начальник являеться командиром роты, которая состовляет вахтенную смену и состоит из матросов различных специальностей кочегаров, машинистов, рулевых, сигнальщиков и т.д. - общее у них только одно, что они заступают в одно время на вахту? Либо только верхняя вахта входила в такую организацию? Тогда что считаем верхней вахтой, например комендоры и минеры?
Я считаю, что к РЯВ уже выработался прототип современной организации: минеры, гальванеры, радиотелеграфисты в подчинении у минного офицера \прообраз БЧ-3\, комендоры подчиняються офицеру-артиллеристу \прообраз БЧ-2\, кочегары, машинисты, трюмные в подчинении механика \прообраз БЧ-5\. Если ошибаюсь поправьте.
Интересно еще следующее: у англичан до конца ВМВ существовала организация вахт в 2смены \вахта левого и правого борта\ или в 4смены \вахта каждого борта делиться еще на 2 смены\, в зависимости от условий плавания, боеготовности и т.д. вводилась либо 4смены вахт, либо 2. Аналогичное описание вахт в русском флоте всречается еще у Станюковича. А в РЯВ как было? Такая же организация сохранилась, или что-то изменилось?

#4 20.07.2012 16:28:53

pvn
Гость




Re: Штаты, росписания, чины и звания, прохождение службы в РИФ

ЕМНИП если я не напутал что то сильно, то неожиданно интересные коментарии на эту тему в мемуарах Редигера. Он ставит в вину морскому ведомству, что оно по старинке придерживалось старых штатов. и в итоге получалось так, что морские офицеры совершенно не знали своих матросов. Оттого. дескать, на флоте бардак. Как раз и сравнивает с английской системой... Якобы Гедигер поднимал этот вопрос в разговорах с Григоровичем (али с его предшественником), но тот, дескать. отвечал, что поделать, у нас привыкли... (где-то это на страницах об эпохе революции первой...)

#5 20.07.2012 21:59:48

H-44
Мичманъ
michman
Сообщений: 1831




Re: Штаты, росписания, чины и звания, прохождение службы в РИФ

Про британцев не знал, интересно, но они известные ретрограды.
Зачатки современной организации в РИФ к РЯВ безусловно были. Но кроме БЧ5 насколько я понимаю в подчинении офицеров-специалистов почти не было л/с, зато подобно парусному флоту было большое количество строевых нижних чинов (не специалистов) - я кстати не могу понять, что они делали на пароходе без рангоута? Не было как такового постоянного командира башни (батареи) у которого была бы в подчинении вся матчасть и личный состав при ней. Может я не ясно выражаю свои мысли, но я имею в виду, что в паровом броненосном как и в парусном флоте приоритет был как у офицеров, так и у нижних чинов так сказать "широкого профиля" т.е. строевых, тогда как при современной организации практически весь состав расписан по БЧ и не специалистов практически нет. По соременным понятиям наверное было бы странно, что кочегары становятся на подачу к пушкам, как было по боевым росписаниям периода РЯВ.

#6 20.07.2012 22:02:45

H-44
Мичманъ
michman
Сообщений: 1831




Re: Штаты, росписания, чины и звания, прохождение службы в РИФ

Так же хочу уточнить, что у машинной команды были свои вахты, а "на верху" свои. КУ рекомендовал не привлекать без крайней нужды нижних чинов из машинной команды к общекорабельным работам.

#7 21.07.2012 07:16:50

veter
Лейтенантъ
let
Откуда: Петропавловск-Таганрог-Донецк
минный заградитель Кавторанг Иванов
Сообщений: 6378




Re: Штаты, росписания, чины и звания, прохождение службы в РИФ

H-44 написал:

Оригинальное сообщение #564000
Но кроме БЧ5 насколько я понимаю в подчинении офицеров-специалистов почти не было л/с

С комендорами наверное было так: в подчинении были комендоры \непосредственно отвечавшие за мат.часть\, а по боевой тревоге к ним в помощь шли дополнительно люди из строевых, расписанные в на подачу подручными. На малокалиб орудия вообще могли идти по 1 наводчику-комендору, а таскать боезапас мог кто угодно. Это все мое ИМХО. Наверноеаналогично было и у минеров.

H-44 написал:

Оригинальное сообщение #564000
зато подобно парусному флоту было большое количество строевых нижних чинов (не специалистов) - я кстати не могу понять, что они делали на пароходе без рангоута?

Приборка, покраска, по боевым расписаниям - подручные к специалистам.
Сигнальные команды - довольно многочисленные относились к специалистам или просто строевые ниж. чины? Или смешанные: в случае необходимости привлекали дополнительно строевых.
Кстати какой нарукавный штат носили строевые?

H-44 написал:

Оригинальное сообщение #564000
Может я не ясно выражаю свои мысли, но я имею в виду, что в паровом броненосном как и в парусном флоте приоритет был как у офицеров, так и у нижних чинов так сказать "широкого профиля" т.е. строевых, тогда как при современной организации практически весь состав расписан по БЧ и не специалистов практически нет.

Да расписан по БЧ, но только от этого специалистом не становяться. Если корабль стоит у пирса, а матросы БЧ-1 и БЧ-4 несут вахту у трапа, то специалистами от этого не станут. Нужна морская практика. БЧ-2 несет вахту по погребам, для этого весь л\состав не нужен, остальные то же идут на трап.

H-44 написал:

Оригинальное сообщение #564000
По соременным понятиям наверное было бы странно, что кочегары становятся на подачу к пушкам, как было по боевым росписаниям периода РЯВ.

Может для кого-то и странно, но после того как расчет Утеса комплектовался из моториста и кока - для меня не странно....
В РЯВ кочегары отдельная тема. Сколько вахт у них было, хотелось бы прояснить вначале? Из Лутонина, Грибовского и Егорьева - получаем на начало войны 2смены, затем на ВОК Иессен вводит третью смену, тогда и появляються "лишние" кочегары. На Полтаве 28\07 Лутонин наоборот менял вымотанных кочегаров строевыми, получаеться в ПА 2смены. Скорее даже при эконом ходе с частью холодных котлов было 3-4смены, а вот когда в войну начали ходить с паром во всех котлах - тогда проблема и началась. Причем в ВОК, который совершал дальние походы с готовностью дать полный ход.
Случаи когда кочегары в ходе боя заменяли выбывшие из строя расчеты орудий - не стоит принимать как постоянное использование машинной команды у орудий.

#8 21.07.2012 15:36:22

H-44
Мичманъ
michman
Сообщений: 1831




Re: Штаты, росписания, чины и звания, прохождение службы в РИФ

Насколько я понял из устава в мирное время при большей части холодных котлов машинная команда могла работать в 1 смену (не совсем понял как это - т.е. все в течение суток не сильно напрягаются и график работы составляется механиками по потребноности). В бою механизмы обслуживала боевая вахта в которую назначались наиболее опытные нижне чины машинной команды, т.е. все унтера, машинисты и кочегары 1 ст., если бой затягивался их наверное меняли и давали людей в помощь, в т.ч строевых. Нижние чины из машинной команды, не входившие в боевую вахту насколько я понял по боевому расписанию шли на подачу и в погреба штатно, а не только заменяя выбывших.

#9 21.07.2012 15:40:30

H-44
Мичманъ
michman
Сообщений: 1831




Re: Штаты, росписания, чины и звания, прохождение службы в РИФ

Для меня также осталось загадкой, кто заведовал камбузом и кому непосредственно подчинялись коки. Была ли у коков официальная иерархия и продвижение по службе. Сколько вообще нужно людей чтобы накормить 800 чел. на броненосце. Отправляли ли в наряды на камбуз других нижних чинов - строевых и специалистов?

#10 22.07.2012 03:20:45

veter
Лейтенантъ
let
Откуда: Петропавловск-Таганрог-Донецк
минный заградитель Кавторанг Иванов
Сообщений: 6378




Re: Штаты, росписания, чины и звания, прохождение службы в РИФ

H-44 написал:

Оригинальное сообщение #564244
В бою механизмы обслуживала боевая вахта в которую назначались наиболее опытные нижне чины машинной команды, т.е. все унтера, машинисты и кочегары 1 ст., если бой затягивался их наверное меняли и давали людей в помощь,

Лутонин: Утомление команды за эти сутки сказалось больше всего среди машинистов и кочегаров. Вот тут-то и выяснилась вся нелепость расписания боевой вахты при расчете на двухчасовой бой. Мы шли уже с семи часов утра, и машинная команда выбивалась из сил. Хорошо, что на “Полтаве” небоевая вахта была расписана по мелким обязанностям и ее можно было освободить для смены утомленной боевой, но и этого было мало, в кочегарку пришлось посылать матросов от подачи, так как люди теряли быстро свои силы и их вытаскивали наверх почти без чувств.
Я это понимаю, что в кочегарках были почти все кочегары, расчет делался именно на 2-часовой аврал, а затем часть кочегаров должна отдохнуть до своей вахты. И так в 2 смены, пока не будет потушена часть котлов.

H-44 написал:

Оригинальное сообщение #564245
Для меня также осталось загадкой, кто заведовал камбузом и кому непосредственно подчинялись коки. Была ли у коков официальная иерархия и продвижение по службе. Сколько вообще нужно людей чтобы накормить 800 чел. на броненосце.

Полагаю, что ревизор и баталер. На ЭБР и Кр 1 ранга наверное был еще кондуктор отвечавший непосредственно за камбуз. Сан. состояние контролирует доктор. У коков наверняка были свои отделения во главе с унтер-офицерами, наверняка отдельно коков и пекарей. Здесь и продвижение по службе в ком. отделения или в баталеры. Не думаю, что численность коков и пекарей превышала пару десятков человек, скорее всего назначался наряд на камбуз, который выполнял подсобные работы.
В монографии Ретвизана упоминаеться о тестомесильной машине, которую поставили американцы и которая не снилась русским пекарям с других кораблей :)

#11 22.07.2012 15:30:30

H-44
Мичманъ
michman
Сообщений: 1831




Re: Штаты, росписания, чины и звания, прохождение службы в РИФ

veter написал:

Оригинальное сообщение #564453
Лутонин: Утомление команды за эти сутки сказалось больше всего среди машинистов и кочегаров. Вот тут-то и выяснилась вся нелепость расписания боевой вахты при расчете на двухчасовой бой. Мы шли уже с семи часов утра, и машинная команда выбивалась из сил. Хорошо, что на “Полтаве” небоевая вахта была расписана по мелким обязанностям и ее можно было освободить для смены утомленной боевой, но и этого было мало, в кочегарку пришлось посылать матросов от подачи, так как люди теряли быстро свои силы и их вытаскивали наверх почти без чувств.Я это понимаю, что в кочегарках были почти все кочегары, расчет делался именно на 2-часовой аврал, а затем часть кочегаров должна отдохнуть до своей вахты. И так в 2 смены, пока не будет потушена часть котлов.

РИФ в этом смысле был не одинок - во всех флотах кочегары выбивались из сил при длительном поддержании максимального хода. В этом плане интересно бы сравнить с крупными лайнерами. Это же сколько нужно кочегаров чтобы суток 6 шпарить через Атлантику ходом которому бы позавидовали современные крейсера на мерной миле! А ведь и на Титанике вся команда с обслугой (коих наверное большинство) была что-то вроде 1 тыс.

Мне кстати не попадалось боевое расписание машинной команды - где-то читал, что на главную машину было порядка 10 человек расчёт. Интересно, а что они делали? Просто следили за приборами? Ведь даже мелкий ремонт главной машины в бою сильно затруднён.

#12 22.07.2012 15:47:20

H-44
Мичманъ
michman
Сообщений: 1831




Re: Штаты, росписания, чины и звания, прохождение службы в РИФ

veter написал:

Оригинальное сообщение #564453
Полагаю, что ревизор и баталер. На ЭБР и Кр 1 ранга наверное был еще кондуктор отвечавший непосредственно за камбуз. Сан. состояние контролирует доктор. У коков наверняка были свои отделения во главе с унтер-офицерами, наверняка отдельно коков и пекарей. Здесь и продвижение по службе в ком. отделения или в баталеры. Не думаю, что численность коков и пекарей превышала пару десятков человек, скорее всего назначался наряд на камбуз, который выполнял подсобные работы. В монографии Ретвизана упоминаеться о тестомесильной машине, которую поставили американцы и которая не снилась русским пекарям с других кораблей

Наверняка сказать сложно. Ревизор по-моему был по большей части финансистом. Баталер заведовал хранением и выдачей припасов, т.е. это должность содержателя имущества только в отношении провизии и обмундирования. ЕМНИП (под рукой нет) в боевом расписании "Суворова" коков было 2 или 4, но точно не два десятка. Интересно, что в Книге 8 "Прохождение службы  по морскому ведомству" 1898 г. мастеровые (плотник, конопатчик и пресловутый ложник) и коки только упоминаются при перечислении нижних чинов в одной статье, а дальше про них ничего. Хотя подробно описано, каким порядком и в какую должность производится например музыкант, горнист или писарь. Кстати баталеры были из писарей, а содержатели из соотетствующих подручных.

Кстати, насколько мне известно, в традициях парусного флота мастеровые в иерархии нижних чинов стояли довольно высоко, тот же плотник едва ли не второе лицо после боцмана. В паровом флоте насколько можно судить, они уже по статусу гораздо ниже строевых матросов и специалистов.

#13 22.07.2012 16:23:47

veter
Лейтенантъ
let
Откуда: Петропавловск-Таганрог-Донецк
минный заградитель Кавторанг Иванов
Сообщений: 6378




Re: Штаты, росписания, чины и звания, прохождение службы в РИФ

H-44 написал:

Оригинальное сообщение #564695
Баталер заведовал хранением и выдачей припасов,

Я исхожу наверное из современой организации, но чем больше корабль  - тем выше уровень "специализации". На Мн мог один человек быть и содержателем и начальником над коками. На ЭБр могло быть разделение. Вопрос тогда к какой команде \роте, подразделению\ относились баталеры и коки - к одному или к разным.

#14 23.07.2012 20:22:43

boxer
Капитанъ I ранга
k1r
Транспорт "Волховъ"
Сообщений: 1845




Re: Штаты, росписания, чины и звания, прохождение службы в РИФ

Табель комплектации *Павла I* есть у Мельникова в серии БКМ.

#15 25.07.2012 21:33:51

H-44
Мичманъ
michman
Сообщений: 1831




Re: Штаты, росписания, чины и звания, прохождение службы в РИФ

boxer написал:

Оригинальное сообщение #565381
Табель комплектации *Павла I* есть у Мельникова в серии БКМ.

Спасибо, посмотрю при случае, правда ЕМНИП там была очень общая раскладка по машинной команде, что-то вроде 200 кочегаров и 200 машинистов. Было бы интересно посмотреть сами документы (табели).

Ещё не смог найти ответ на вопрос, кто в период РЯВ заведовал радиотелеграфом - к ПМВ появились телеграфные офицеры и кондукторы, а вот раньше?

#16 26.07.2012 01:25:52

veter
Лейтенантъ
let
Откуда: Петропавловск-Таганрог-Донецк
минный заградитель Кавторанг Иванов
Сообщений: 6378




Re: Штаты, росписания, чины и звания, прохождение службы в РИФ

H-44 написал:

Оригинальное сообщение #566213
Ещё не смог найти ответ на вопрос, кто в период РЯВ заведовал радиотелеграфом - к ПМВ появились телеграфные офицеры и кондукторы, а вот раньше?

Минер, т.е. минный офицер. Ему помимо собственно л\с обслуживающего минное оружие также подчинялись радиотелеграфисты со своими унтер-офицерами \на форуме в одной из веток выкладывались документы по 2ТОЭ\, и насколько понял корабельные электрики \гальванеры\тоже подчинялись минеру.

#17 26.07.2012 10:59:41

H-44
Мичманъ
michman
Сообщений: 1831




Re: Штаты, росписания, чины и звания, прохождение службы в РИФ

veter написал:

Оригинальное сообщение #566337
Минер, т.е. минный офицер. Ему помимо собственно л\с обслуживающего минное оружие также подчинялись радиотелеграфисты со своими унтер-офицерами \на форуме в одной из веток выкладывались документы по 2ТОЭ\, и насколько понял корабельные электрики \гальванеры\тоже подчинялись минеру.

Спасибо.
В старой редакции морского устава было сказано, что из числа вахтенных офицеров мог назначаться специальный гальванерный офицер. Однако насколько я понял, к зведованию гальванеров относили не все электросети, а только систему управления орудиями/арт. огнём (в том смысле, которая тогда существовавла), т.е. гальванеры были в орудийных башнях, а остальной электрикой заведовали, если не ошибаюсь, минеры.
В старой ред. устава были некоторые странные особенности. Например, то что якоря и цепи относились к заведованию артиллериста (как обстояло дело по уставу ред. 1901 г. к сожалению не знаю). Лично я могу объяснить эту странность только тем, что и пушки и якоря железные, вот их и отнесли в одну категорию:)

#18 26.07.2012 13:54:16

veter
Лейтенантъ
let
Откуда: Петропавловск-Таганрог-Донецк
минный заградитель Кавторанг Иванов
Сообщений: 6378




Re: Штаты, росписания, чины и звания, прохождение службы в РИФ

H-44 написал:

Оригинальное сообщение #566419
Однако насколько я понял, к зведованию гальванеров относили не все электросети, а только систему управления орудиями/арт. огнём (в том смысле, которая тогда существовавла), т.е. гальванеры были в орудийных башнях, а остальной электрикой заведовали, если не ошибаюсь, минеры.

Где-то встречал, что-то типа "гальванер такой-то устранял повреждения электропроводки, менял предохраниели, возобновлял подачу электропитания к моторам"
В штатке Павла1 на которуюю ссылался уважаемый boxer есть и гальванеры и электрики. В литературе по РЯВ термина "электрик" не встречал. А когда электричество вышло из заведования минеров и перешло к механикам? В период между РЯВ и ПМВ или уже в советское время?

H-44 написал:

Оригинальное сообщение #566419
то что якоря и цепи относились к заведованию артиллериста (как обстояло дело по уставу ред. 1901 г. к сожалению не знаю)

Именно якоря и цепи или шпили-брашпили тоже? А кем был л-т Вырубов на Суворове которого ЗПР драл за закисший шпиль?
Что тогда относилось к заведованию механика: только машинное-котельное отделения или все механизмы и электрообородование как сейчас? Рулевые машины, палубные механизмы: шлюпочные и грузовые лебедки, шпили, приводы вращения башен, лебедок подачи боеззапаса. Соответственно кто обслуживал вспом пароприводы: машинисты или назначался кто-то из орудийных расчетов \речь о паровых лебедках\, пароприводы вентиляции. Или вопрос можно поставить так: все ли машинисты были в подчинении механика.
И мне непонятно, что такое "машинист самостоятельного управления" может кто прояснит....

#19 26.07.2012 14:02:19

Заинька
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Новгород
РМС Титан
Сообщений: 9663




Re: Штаты, росписания, чины и звания, прохождение службы в РИФ

veter написал:

Оригинальное сообщение #566476
машинист самостоятельного управления

Это когда на маленьком кораблике/судёнышке "БЧ-5" командовал не офицер/чиновник, а матрос/унтер-офицер.


Я знаю пароль, я вижу ориентир!
Покончить с собой, уничтожив весь мир...
Покончив с собой, уничтожить весь мир...

#20 26.07.2012 14:59:54

veter
Лейтенантъ
let
Откуда: Петропавловск-Таганрог-Донецк
минный заградитель Кавторанг Иванов
Сообщений: 6378




Re: Штаты, росписания, чины и звания, прохождение службы в РИФ

Заинька написал:

Оригинальное сообщение #566483
"БЧ-5" командовал не офицер/чиновник

Спасибо за разъяснение, а на ЭБР и Кр в корабельных паровых катерах управлялись просто машинисты или самостоятельного управления?

#21 26.07.2012 15:08:08

Hawkeye
Гость




Re: Штаты, росписания, чины и звания, прохождение службы в РИФ

veter написал:

Оригинальное сообщение #566476
А кем был л-т Вырубов на Суворове которого ЗПР драл за закисший шпиль?

Младшим минным офицером.

#22 26.07.2012 21:06:43

H-44
Мичманъ
michman
Сообщений: 1831




Re: Штаты, росписания, чины и звания, прохождение службы в РИФ

Динамо-машины и сетевое электрооборудование в основном относилось к заведыванию минного офицера и минного механика - он подчинялся не судовому механику, а ст. минному офицеру. Соответстенно были минные машинисты и минно-машинные квартирмейстеры и кондукторы. Электромоторы и оборудование АУ относилось к заведыванию артиллерийского офицера, там как раз, насколько я понял, и были нижние чины гальванёрной специальности. Кто заведывал шпилями, брашпилями, паровыми лебёдкам, паровыми рулевыми машинками и подобными всп. механизмами, не относящимися к МКУ, артиллерии, минам (электричеству) к сожалению не знаю.

#23 27.07.2012 04:16:15

veter
Лейтенантъ
let
Откуда: Петропавловск-Таганрог-Донецк
минный заградитель Кавторанг Иванов
Сообщений: 6378




Re: Штаты, росписания, чины и звания, прохождение службы в РИФ

Hawkeye написал:

Оригинальное сообщение #566505
Младшим минным офицером.

А шпиль неужеле электропривод имел? Полагал, что паровой.

#24 27.07.2012 09:54:59

Hawkeye
Гость




Re: Штаты, росписания, чины и звания, прохождение службы в РИФ

veter написал:

Оригинальное сообщение #566866
А шпиль неужеле электропривод имел? Полагал, что паровой.

"Четыре становых якоря системы Мартина со штоками имели вес каждый по 7 т, стоп-анкер (отдававшийся с кормы) – 1,85 т, три верпа для завоза при необходимости со шлюпок) – 820, 700 и 570кг. Две становые цепи калибром 63,5 мм имели длину по 315 м (150* сажень), одна запасная-210 м. Шпили (два носовых, один кормовой), в отличие от "Цесаревича", приводились в действие электродвигателями."  Р. М. Мельников. "Броненосцы типа «БОРОДИНО»"

Отредактированно Hawkeye (27.07.2012 09:56:42)

#25 27.07.2012 12:11:36

veter
Лейтенантъ
let
Откуда: Петропавловск-Таганрог-Донецк
минный заградитель Кавторанг Иванов
Сообщений: 6378




Re: Штаты, росписания, чины и звания, прохождение службы в РИФ

Спасибо за информацию, теперь понятно причем Вырубов.

H-44 написал:

Оригинальное сообщение #566419
якоря и цепи относились к заведованию артиллериста

рискну предположить, что не столько собственно якоря и цепи, скорей всего бак как объект заведования: приборки, покраски, и соответственно все его оборудование, кроме относящегося к заведованию специалистов \например вспом. паровые машины, освещение\.

Страниц: 1 2 3 4


Board footer