Страниц: 1 2 3 4 5 … 13

#51 11.03.2012 14:28:40

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Об адмирале Чичагове

Уважаемый Эд,
если я Вас правильно понял, одной из главных ошибок Чичагова Вы считаете неверное распределение сил, позволившее шведам осуществить прорыв? Простите, но я не совсем понимаю Вашу точку зрения.
В узком, стесненном навигационными опасностями проходе между Крюйсерортом и банкой Сальвор стояли 3 ЛК и 32-пушечный фрегат шведов. В то же время между банкой Сальвор и о.Пейсар - 18 ЛК и 3 больших фрегата. При этом проход между банкой Сальвор и о.Рондо как минимум втрое шире "западного" и практически не стеснен навигационными опасностями. И где, с Вашей точки зрения, должны были находиться главные силы русских - там где 3 ЛК, или там, где 18?

Эд написал:

Оригинальное сообщение #491803
шведы собирались прорываться только на запад, других вариантов у них не было

Совершенно верно, Но для начала их корабельному флоту следовало прорваться в открытое море, а это можно было выполнить только следуя на юго-запад. Это можно было сделать используя как узкий и опасный в навигационном отношении "западный" проход, так и более широкий и удобный "восточный". Причем между Крюйсерортом и б.Сальвор  ИК будет порядка 225, а между б.Сальвор и о.Рондо - порядка 250-260, т.е. прорыв в этом месте возможен более западным курсом.

Эд написал:

Оригинальное сообщение #491803
это было видно по их построению

Поясните пожалуйста, но я действительно не понимаю, как по построению флота в линию, один конец которой упирается в банку, а другой упирается в о.Пейсар можно определить направление будущего прорыва?
И если построение шведов было предназначено для прорыва на запад, то почему в момент прорыва они его нарушили и пошли на север?

#52 11.03.2012 14:53:44

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Об адмирале Чичагове

Repulse написал:

Оригинальное сообщение #491047
Потери шведов в Выборгском сражении - 7 ЛК, 3 ФР, 7 галер, 6 канонерок, 7 иолов, 3 брандера, 1 пушечный барказ и 30 транспортов. Из этого лишь 1 ЛК сдался из-за противодействия русского флота (Ретвизан).

Вы серьезно? А как же взятая "Мстиславом" "София Магдалина"?

Repulse написал:

Оригинальное сообщение #491047
Все остальные корабли сели на мель/взорвались/сгорели по вине своих экипажей

Т.е. без всякого "противодействия русского флота"? Простые навигационные аварии? Позвольте с Вами не согласиться. Прежде всего, само положение главных сил Чичагова заставило шведов прорываться узким, изобилующим навигационными опасностями проходом. Далее, к чисто навигационным авариям можно отнести разве что "Finland", севший на мель сразу после съемки с якоря. А что там с остальными "навигационными авариями"? "Omheten" вышел из строя вправо, чтобы избежать огня отряда Повалишина и сел на мель.Уклоняясь влево от фрегатов Ханыкова сел на камни банки Реппие и затонул "Неdviga Elisabeth Charlotta", а на б.Пассалода - ЛК и два фрегата. Вряд ли можно утверждать, что все эти "навигационные аварии" произошли "без всякого противодействия русского флота".

#53 11.03.2012 15:34:10

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10387




Re: Об адмирале Чичагове

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #493284
И где, с Вашей точки зрения, должны были находиться главные силы русских - там где 3 ЛК, или там, где 18?

Наверное, если Чичагов не был уверен относительно направления прорыва шведов, главным силам следовало находиться несколько южнее, чтобы иметь место и время для маневра.
Хотя в любом случае командующий должен был считаться с возможностью прорыва не только на восток, но и на запад.

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #493284
как по построению флота в линию, один конец которой упирается в банку, а другой упирается в о.Пейсар можно определить направление будущего прорыва?

Накануне прорыва, когда установился ветер с северо-востока, шведы выстроились в шаблонную линию баталии с направлением на запад.

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #493284
И если построение шведов было предназначено для прорыва на запад, то почему в момент прорыва они его нарушили и пошли на север?

Не понял юмора. У Г.А. Гребенщиковой в "100-пуш. ЛК типа "Виктори" приведено положение шведского флота (если его у Вас нет, могу скинуть лучшего качества прямо из Svenska Flottans Historia), стоят в линии с запада на восток, на прорыв пошли сперва на запад, а потом на юго-запад.

#54 11.03.2012 15:37:56

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10387




Re: Об адмирале Чичагове

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #493290
А как же взятая "Мстиславом" "София Магдалина"?

У "Софии-Магдалины" мачты были повреждены еще в Красногорском сражении, и он шел медленно, "сберегая мачты". Это уж небрежение шведов, у них было время (и, думаю, возможности) починить мачты или даже заменить их, сняв с какого-либо малозначащего корабля (транспорта, к примеру).

#55 11.03.2012 15:54:06

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Об адмирале Чичагове

Эд написал:

Оригинальное сообщение #493307
Наверное, если Чичагов не был уверен относительно направления прорыва шведов, главным силам следовало находиться несколько южнее, чтобы иметь место и время для маневра.

Чичагов имел две возможности - отойти южнее, т.е. ждать шведов в открытом море, предоставив им свободу маневра,  или запереть им выход через проход между б.Сальвор и о.Рондо. Он выбрал последнее, что заставидо шведов прорываться в неудобном месте и обусловило их большие потери не только от огня русских, но и от навигационных особенностей фарватера.

Эд написал:

Оригинальное сообщение #493307
Хотя в любом случае командующий должен был считаться с возможностью прорыва не только на восток, но и на запад.

Именно так он и поступил, поскольку "восточный" проход был более удобен для прорыва на запад.

Эд написал:

Оригинальное сообщение #493307
Накануне прорыва, когда установился ветер с северо-востока, шведы выстроились в шаблонную линию баталии с направлением на запад.

Если быть совсем уж точным, то не на запад а на северо-запад (направление от о.Пейсар к б.Сальвор). Причем один ее конец упирался в б.Сальвор, а второй в о.Пейсар. Как мог Чичагов определить направление прорыва? При таком ветре и таком построении движение на юго-запад из "восточного" прохода гораздо легче осуществить, чем обход б.Сальвор с севера для движения "западным" проходом.

Эд написал:

Оригинальное сообщение #493307
Не понял юмора. У Г.А. Гребенщиковой в "100-пуш. ЛК типа "Виктори" приведено положение шведского флота (если его у Вас нет, могу скинуть лучшего качества прямо из Svenska Flottans Historia), стоят в линии с запада на восток, на прорыв пошли сперва на запад, а потом на юго-запад.

Благодарю Вас, Гребенщикова у меня есть. Однако есть и схема Грибовского, и описание Скрицкого:
"Один за другим корабли уходили к северу, а затем поворачивали на отряд Повалишина". В моем распоряжении есть также навигационные карты района, откуда ясно видно, что при движении "сперва на запад" вся шведская линия (а не один "Finland") окажется на банке Сальвор.

#56 11.03.2012 15:58:45

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Об адмирале Чичагове

Эд написал:

Оригинальное сообщение #493308
У "Софии-Магдалины" мачты были повреждены еще в Красногорском сражении, и он шел медленно, "сберегая мачты"

Но факт остается - взят был не только Ретвизан, как утверждал Ваш уважаемый соавтор.

Эд написал:

Оригинальное сообщение #493308
у них было время (и, думаю, возможности) починить мачты или даже заменить их, сняв с какого-либо малозначащего корабля (транспорта, к примеру).

Сильно в этом сомневаюсь. Смущает, во-первых, сама возможность замены мачты ЛК на мачту транспорта и, во-вторых, осуществимость этой акции прямо в море, без помощи плашкоутов со стрелами. По крайней мере мне о подобном слышать не приходилось. Стеньги - другое дело, а вот мачты - большой вопрос.

#57 11.03.2012 16:40:23

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10387




Re: Об адмирале Чичагове

По поводу Чичагова можно спорить до бесконечности.
Я согласен с мнением Головачева. Чичагов не годился на роль главкома не только в силу своей нерешительности и посредствености, но и по причине невежества в военно-морском искусстве. Таким же был Мишуков в войну 1741-43 гг., проваливший кампанию 1742 г. Ни в Ревельском сражении (где наши корабли "стреляли, как на учении"), ни в Выборгском никакой его заслуги не было.
По статуту Георгий 1 класса полагался "За спасение Отечества" или же "За взятие неприятельской столицы". Гораздо большие заслуги на получение этой награды имели скорее Круз (Красная Горка - "Громами отражая гром, он спас Петров и град, и дом" - вирши Екатерины), и Ушаков - Калиакрия, после получения известия о которой Потемкин порвал уже подписанный мирный договор с Турцией и продиктовал новый договор, для нас более выгодный.

#58 11.03.2012 17:08:07

konstantyn_lvk
Гость




Re: Об адмирале Чичагове

Repulse написал:

Оригинальное сообщение #493224
"Ушаков назвал это сражение "ленивой баталией""
Широкоград "Северные войны России"
Морской Атлас, 1956 год, приложения к картам.

Т.е. Широкорад взял это из того же "Морского атласа", а откуда его составители - бог весть. Понятно.

#59 11.03.2012 17:23:48

obergefreiter
Гость




Re: Об адмирале Чичагове

Эд написал:

Оригинальное сообщение #493335
По поводу Чичагова можно спорить до бесконечности.

Превосходный ответ, позволяющий уйти от любых конкретных ответов на заданные вопросы.

Разъяснения императрицыного отжига про погубленную Францию, как я понял, тоже не последует?

konstantyn_lvk написал:

Оригинальное сообщение #493344
Т.е. Широкорад взял это из того же "Морского атласа", а откуда его составители - бог весть. Понятно.

Да хоть бы и сказал он такое -- дальше-то что? Шуточки в адрес коллеги и соперника -- это же не критический анализ.

А если рассматривать Эланд чуть-чуть подробнее, выяснится, что шведы нападали, а не наоборот, потому что им благоприятствовал ветер, что после боя русский флот их преследовал и в течение двух дней загнал в Карлскрону. И чем результат хуже той же Красной Горки -- если не считать, что дело было возле шведской столицы, а не русской -- совершенно непонятно.

#60 11.03.2012 17:38:28

konstantyn_lvk
Гость




Re: Об адмирале Чичагове

Эд написал:

Оригинальное сообщение #493335
Ушаков - Калиакрия, после получения известия о которой Потемкин порвал уже подписанный мирный договор с Турцией и продиктовал новый договор, для нас более выгодный.

Прошу прощения, но это очередной анекдот, абсолютно не соответствующий действительности. В июле 1791 г. с турками было заключено перемирие, причем Ушаков, выполняя имевшийся у него ранее приказ искать сражения с турецким флотом, вышел в море и одержал победу при Калиакрии до получения известия об этом перемирии. Г.А. Потемкин даже выслал "Березань" с сообщением адмиралу или капудан-паше о нем, но судно не успело (Екатерина II и Г.А. Потемкин: Личная переписка 1769-1791. М., 1997. С. 953). А русско-турецкие мирные переговоры в Яссах, закончившиеся подписанием договора 29.12.1791 (09.01.1792) проходили вовсе в ноябре-декабре, когда светлейший уже преставился.

Эд написал:

Оригинальное сообщение #493335
По статуту Георгий 1 класса полагался "За спасение Отечества" или же "За взятие неприятельской столицы".

Тем не менее, этот класс ордена в ту же войну получили Н.В. Репнин за победу при Мачине в 1791 г. и А.В. Суворов за сражение при Рымнике в 1789 г. не говоря о Потёмкине в 1788 г.

Отредактированно konstantyn_lvk (11.03.2012 17:50:04)

#61 11.03.2012 17:45:28

konstantyn_lvk
Гость




Re: Об адмирале Чичагове

obergefreiter написал:

Оригинальное сообщение #493356
Да хоть бы и сказал он такое -- дальше-то что? Шуточки в адрес коллеги и соперника -- это же не критический анализ.

Проблема в том, что это по-моему уже не первая хлесткая цитата, серьезно приводящаяся в качестве аргумента. А на поверку выясняется, что даже источники их неизвестны.

#62 11.03.2012 18:41:33

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10387




Re: Об адмирале Чичагове

obergefreiter написал:

Оригинальное сообщение #493356
Превосходный ответ, позволяющий уйти от любых конкретных ответов на заданные вопросы.

Относительно Чичагова я соласен с точкой зрения Головачева.
А что за "заданные вопросы"?

obergefreiter написал:

Оригинальное сообщение #493356
Разъяснения императрицыного отжига про погубленную Францию, как я понял, тоже не последует?

Об этом - к императрице, а не ко мне. Т.е. - смотрите ее письма и документы.

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #493317
"Один за другим корабли уходили к северу, а затем поворачивали на отряд Повалишина".

Странное выражение - "к северу". К северу от шведов была вершмна Выборгской губы, в которой стояла флотилия Козлянинова. Шведы просто обошли банку Сальвор с северо-востока, сделав небольшой крючок. Напротив них стояли главные силы Чичагова, очень близко. Если бы одновременно с движением шведов, обходящих бпнку Сальвор и направлявшихся на юго-запад, Чичагов направил свои главные силы тоже на юго-запад, он перехватил бы их.

#63 11.03.2012 18:56:57

Dianov
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Каменск-Шахтинский
зеконосец ИК 12
Сообщений: 1830




Вебсайт

Re: Об адмирале Чичагове

Прошу прощения, что вмешиваюсь, интересует один вопрос: Штенцель пишет, что шведы восприняли Выборгское сражение как спасение флота и короля, в то время как в Европе возникло впечатление тяжелого поражения шведов. Сам он явно склоняется к точке зрения шведов. А как сейчас расценивается это сражение в Швеции и за рубежом?


"Человек, который остался в живых после встречи с русским солдатом и русским климатом, знает, что такое война. После этого ему незачем учиться воевать".(с) Генерал Гюнтер Блюментрит.

#64 11.03.2012 19:18:20

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Об адмирале Чичагове

Эд написал:

Оригинальное сообщение #493335
Я согласен с мнением Головачева. Чичагов не годился на роль главкома не только в силу своей нерешительности и посредствености, но и по причине невежества в военно-морском искусстве.

Благодарю Вас, однако я остаюсь при своем мнении, которое, к сожалению, не совпадает с мнением Головачева и Вашим.
Действия Чичагова вряд ли позволяют говорить о его "невежестве в военно-морском искусстве". Не будучи гениальным флотоводцем (и, видимо, сам это осознавая) Чичагов не стал искушать судьбу и ждать шведов "южнее", т.е. в открытом море, открывая им свободу для маневра.
Напротив, он грамотно заблокировал флот шведов, не позволив им воспользоваться выгодами "восточного" прохода и, тем самым, заставив идти неудобным "западным", где они и понесли значительные потери (возможно большие, чем дало бы сражение в море).

Эд написал:

Оригинальное сообщение #493379
Странное выражение - "к северу".

Я еще раз просмотрел обе схемы в книге Гребенщиковой. В каждой из них корабли шведского флота снявшись с якоря движутся к северу, обходя банку Сальвор. Так что их построение "носами на запад" никак не определяло направление прорыва.

Эд написал:

Оригинальное сообщение #493379
Шведы просто обошли банку Сальвор с северо-востока, сделав небольшой крючок.

Каким образом Чичагов мог разгадать смысл движения шведов к северу? Это вполне могло быть и перестроением для атаки на его линию. Тогда его сигнал "встать на шпринг, приготовиться к бою" вполне разумен.

Эд написал:

Оригинальное сообщение #493379
Если бы одновременно с движением шведов, обходящих банку Сальвор и направлявшихся на юго-запад, Чичагов направил свои главные силы тоже на юго-запад...

...то шведы, заметив это при дувшем в тот момент ветре, легко могли развернуться и пройти широким, удобным и незащищенным проходом. Говоря Вашими словами, командующий обязан допускать возможность демонстраций противника с целью заставить его распылить силы. Тем более, что подобная демонстрация к востоку от о.Рондо только что имела место.
Ваши рекомендации абсолютно верны, но лишь в том случае, если бы Чичагов заранее знал о намерении шведов прорываться всем флотом через "западный" проход.

#65 11.03.2012 19:41:17

obergefreiter
Гость




Re: Об адмирале Чичагове

Эд написал:

Оригинальное сообщение #493379
Об этом - к императрице, а не ко мне. Т.е. - смотрите ее письма и документы.

Понятно. Вы согласны с Головачевым, Головачев согласен с императрицей, но что она имела в виду -- никто не знает...

Эд написал:

Оригинальное сообщение #493379
А что за "заданные вопросы"?

Так задавались в процессе:

а) каким образом то, что корабль стоит на якоре носом к западу, помешает ему, подняв якорь, идти в другом направлении?

б) действительно ли является ошибкой, в отсутствие _точной_ информации о _состоявшемся_ прорыве (посмотрите, где стоял флагман Чичагова и оцените видимость в направлении Крюсерорта, добавьте сюда слабый ветер и пороховой дым) открывать для шведов центральный проход, несравненно более удобный с точки зрения навигации?

в) почему нежелание Чичагова атаковать шведов в Выборге, в тех же условиях, в каких месяц назад последние атаковали его самого в Ревеле, свидетельствует о его некомпетентности и бездеятельности?

г) почему Круз, сразившийся со шведским флотом и загнавший его в Выборг, герой и молодец, а Чичагов, сразившийся с ним в похожих обстоятельствах и загнавший его в Карлскрону, некомпетентен и бездарен?

Хотя бы эти вопросы.

#66 11.03.2012 19:43:55

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10387




Re: Об адмирале Чичагове

obergefreiter написал:

Оригинальное сообщение #493356
после боя русский флот их преследовал и в течение двух дней загнал в Карлскрону.

После боя обва флота оставались в том же положении, что и до боя. 16 и 17 июля ветер менялся несколько раз, но Чичагов не использовал наветренное положение, а дожидался подхода Козлянинова; оба флота были в виду друг друга. 18 и 19-го шведы отошли, а 20-го - скрылись из вида. Шведы старались не отдаляться от своей базы - Карлскроны, герцог Карл планировал использовать благоприятгую возможность, чтобы предпринять что-либо против Чичагова или Козлянинова, но такой случай ему не представился, а когда 20-го Козлянинов подошел к Чичагову, шведы под всеми парусами вернулись в Карлскрону (20-го в 5 вечера); никто никого никуда не загонял.

obergefreiter написал:

Оригинальное сообщение #493356
чем результат хуже той же Красной Горки -- если не считать, что дело было возле шведской столицы, а не русской -- совершенно непонятно.

Это - совсем разные вещи: Круз сражался в меньшинстве, с плохими и неполными экипажами, 2 дня шел ожесоченный бой, по суше шли шведские войска + десант на гребном флоте. Пушечная пальба была хорошо слышна в СПб.
Эландская ленивая баталия имела следствием очень небольшие потери, а шведская столица - Стокгольм - была далековата.

Dianov написал:

Оригинальное сообщение #493384
как сейчас расценивается это сражение в Швеции и за рубежом?

Шведский историк Юлленгрант (на которого шведы и сейчас ссылаются) считает, что это сражение делает честь шведам, т.к. русские были гораздо сильнее и имели главкомом выдающегося адмирала-англичанина.
А в мире говорят по-английски, так что здесь превалирует мнение Андерсона (Naval Wars in the Baltic).
Андерсон принимает точку зрения Головачева и, хотя и говорит, что после Гогланда оба флота не стремились к новому сражению, но согласен, что в итоге все планы шведов рухнули.

#67 11.03.2012 20:06:56

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10387




Re: Об адмирале Чичагове

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #493400
Благодарю Вас, однако я остаюсь при своем мнении, которое, к сожалению, не совпадает с мнением Головачева и Вашим.

В таком случае каждый остается при своем мнении.

obergefreiter написал:

Оригинальное сообщение #493408
а) каким образом то, что корабль стоит на якоре носом к западу, помешает ему, подняв якорь, идти в другом направлении?

Это относилось ко времени накануне прорыва, когда наконец-то задул так нужный шведам северо-восточный ветер. Шведы построились в линию баталии. Вообще, они с самого начала блокады собирались прорываться только на запад. Скорее всего, об этом у нас знали (пленные, перебежчики).

obergefreiter написал:

Оригинальное сообщение #493408
б) действительно ли является ошибкой, в отсутствие _точной_ информации о _состоявшемся_ прорыве (посмотрите, где стоял флагман Чичагова и оцените видимость в направлении Крюсерорта, добавьте сюда слабый ветер и пороховой дым) открывать для шведов центральный проход, несравненно более удобный с точки зрения навигации?

Сыграло роль предубеждение Чичагова, что шведы обязательно пойдут западным проходом.

obergefreiter написал:

Оригинальное сообщение #493408
в) почему нежелание Чичагова атаковать шведов в Выборге, в тех же условиях, в каких месяц назад последние атаковали его самого в Ревеле, свидетельствует о его некомпетентности и бездеятельности?

Разные условия: атака шведов в Ревеле в тех погодных условиях была глупостью или безумием (им было бы целесообразнее создать видимость подготовки атаки брандерами и мортирными судами, это могло задержать Чичагова); за месяц блокады шведов в Выборге бывали вполне подходящие условия для атаки; впрочем, накануне прорыва наша атака (гребных судов с востока) действительно началась и шла успешно, так что если бы ветер не изменился, возможно, шведы были бы разгромлены в самом Выборгском заливе.

obergefreiter написал:

Оригинальное сообщение #493408
г) почему Круз, сразившийся со шведским флотом и загнавший его в Выборг, герой и молодец, а Чичагов, сразившийся с ним в похожих обстоятельствах и загнавший его в Карлскрону, некомпетентен и бездарен?

Круз здесь не при чем: шведский флот отошел в Выборгский залив (после подхода ревельской эскадры) по приказу короля, опасавшегося за свой гребной флот; вообще, это была грубая ошибка.
Чичагов шведов в Карлскрону не загонял (см. выше).

#68 11.03.2012 20:10:20

Repulse
Гость




Re: Об адмирале Чичагове

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #493400
Напротив, он грамотно заблокировал флот шведов, не позволив им воспользоваться выгодами "восточного" прохода и, тем самым, заставив идти неудобным "западным", где они и понесли значительные потери (возможно большие, чем дало бы сражение в море).

У меня как раз нет претензий к распределению сил Чичаговым ПЕРЕД БОЕМ. У меня есть к нему претензии в реагировании и маневре силами ВО ВРЕМЯ БОЯ.

#69 11.03.2012 20:18:06

Repulse
Гость




Re: Об адмирале Чичагове

Вообще Чичагову очень повезло, что шведы, вырвавшись из Крюйсерорта и миновав банку Пасалода не повернул на юго-запад. Идя в фордевинд шведы бы просто миновали Чичагова за дальностью выстрела и все. И вот далее путь на тот же Питербург был открыт.

Отредактированно Repulse (11.03.2012 20:20:11)

#70 11.03.2012 20:28:13

obergefreiter
Гость




Re: Об адмирале Чичагове

Repulse написал:

Оригинальное сообщение #493433
Вообще Чичагову очень повезло, что шведы, вырвавшись из Крюйсерорта и миновав банку Пасалода не повернул на юго-запад.

Вообще-то они именно туда и повернули.

Repulse написал:

Оригинальное сообщение #493433
Идя в фордевинд шведы бы просто миновали Чичагова за дальностью выстрела и все.

Чтобы миновать Чичагова, им пришлось бы привестись.

Repulse написал:

Оригинальное сообщение #493433
И вот далее путь на тот же Питербург был открыт.

А зачем им путь на Петербург без канонерок и без десанта? Убить себя апстены кронштадтских фортов?

#71 11.03.2012 21:11:07

konstantyn_lvk
Гость




Re: Об адмирале Чичагове

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #493400
Ваши рекомендации абсолютно верны, но лишь в том случае, если бы Чичагов заранее знал о намерении шведов прорываться всем флотом через "западный" проход.

Эд написал:

Оригинальное сообщение #493427
Вообще, они с самого начала блокады собирались прорываться только на запад. Скорее всего, об этом у нас знали (пленные, перебежчики).

Вообще говоря - это ключевой момент в оценке действий Чичагова. Так скорее всего или знали? В работе предпринята попытка выяснить этот вопрос?

#72 11.03.2012 21:18:15

Repulse
Гость




Re: Об адмирале Чичагове

obergefreiter написал:

Оригинальное сообщение #493438
Вообще-то они именно туда и повернули.

Мне следовало сказать-юго-юго-запад?

obergefreiter написал:

Оригинальное сообщение #493438
Чтобы миновать Чичагова, им пришлось бы привестись.

С учетом того, что наши корабли (причем 17 из 22) снялись с якоря только в в 13.00 привелись бы шведы к ветру или нет роли бы особо не играло.

obergefreiter написал:

Оригинальное сообщение #493438
А зачем им путь на Петербург без канонерок и без десанта? Убить себя апстены кронштадтских фортов?

То есть в Красногорском сражении это нормально, а при Выборге они сразу стали бы идиотами?

#73 11.03.2012 21:32:35

konstantyn_lvk
Гость




Re: Об адмирале Чичагове

Эд написал:

Оригинальное сообщение #493207
Из Головачева об Эланде:
"Все в чем можно было упрекнуть Чичагова, это – в недостатке предприимчивости, в неподвижности и в выполнении пассивных сторон данных ему инструкций. Он, при всех решительных моментах для действий силами в массах, постоянно остается в выжидательном положении. Так было при Эланде, так было в Ревеле и после ревельского сражения, так было и в Выборгском заливе.
Императрица точно также не была довольна эландским сражением. В ее записке «на примечание совету» сказано: «из вчера полученных реляций адмирала Чичагова видно, что шведы атаковали его, а не он их, что он с ними имел перестрелку, что на оной потерян капитан бригадирского ранга и несколько сот прочих воинов без всякой пользы империи, что, наконец, он возвратился к здешним водам, будто ради прикрытия залива Финского. Я требую, чтобы поведение адмирала Чичагова в совете сличено было с данною ему инструкциею и мне рапортовано было за подписанием совета: выполнил ли вышеупомянутый адмирал инструкцию, ему данную за моим подписанием, или нет? Дабы я посему могла взять надлежащие меры; ибо примечательно становится в шведской войне, что недействие аки бы предмет был всех начальников, тогда как живое и совместное действие везде над врагом им поверхность дать могло, а империи доставило бы всеми желаемый мир. А теперь родится от всего сего тройной империи вред: первый - в неисполнении данных предписаний, через что ныне Франция погибает; второй – великие издержки по пустому употребленные и умножающиеся медлением; третий – потеря попустому людей и времени». Совет, находясь в данный момент в Царском Селе, приступил позднее к рассмотрению этого дела, когда уже были получены последующие донесения от Чичагова».

Прежде всего, не позднее, а уже на следующий день, только не в Царском Селе, где 6 августа "читаны были" две реляции Чичагова, одновременно полученные императрицей, что и вызвало ее записку в Совет при высочайшем дворе, а в Петербурге, "за неимением здесь в Царском Селе всех нужных бумаг". Там и состоялось специальное заседание, в котором Совет "приступил к высочайше повеленному сличению поведения адмирала Чичагова с данными ему инструкциями и к разсмотрению, выполнены ли им оныя?" Кстати тот самый "суд", о котором говорилось выше применительно к Англии. Никаких "следующих донесений от Чичагова" получено не было, а "слушаны вторично реляции сего адмирала от 31 июля и 2 августа, а потом прочтены и данные ему высочайшие рескрипты" от 31 марта и 22 июня. Найдено, что адмирал действовал не только в полном соответствии с ними, но и более активно, за исключением пункта о блокаде Карлскроны. Подробнее см.: Архив Государственного Совета. СПб., 1869. Т.I. Совет в царствование императрицы Екатерины II (1768-1796 гг.). Ч.1. Отделение историческое. Стб. 724-729. Есть в Сети.

#74 11.03.2012 21:49:03

obergefreiter
Гость




Re: Об адмирале Чичагове

Repulse написал:

Оригинальное сообщение #493453
Мне следовало сказать-юго-юго-запад?

А дальше-то что?

Repulse написал:

Оригинальное сообщение #493453
С учетом того, что наши корабли (причем 17 из 22) снялись с якоря только в в 13.00 привелись бы шведы к ветру или нет роли бы особо не играло.

Ну, чтобы идти на Петербург, им пришлось бы приводиться и идти острым курсом. Мимо Чичагова. Вы же это имеете в виду?

Repulse написал:

Оригинальное сообщение #493453
То есть в Красногорском сражении это нормально, а при Выборге они сразу стали бы идиотами?

Простите, а кто тут говорил о том, чтобы идти на Петербург? На всякий случай -- это был не я. Я говорил, косвенно, что если бы Чичагов облажался, понес бы непропорционально большие потери, дал бы противнику разделить свой флот, как было весной -- вот тогда можно было бы говорить (с оговорками, поскольку не 88-й год) об угрозе столице. Как в гипотетической ситуации, когда шведы побеждают при Красной Горке.

Отредактированно obergefreiter (11.03.2012 21:52:53)

#75 11.03.2012 21:57:37

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10387




Re: Об адмирале Чичагове

konstantyn_lvk написал:

Оригинальное сообщение #493451
это ключевой момент в оценке действий Чичагова.

Я так не думаю. При всех предубеждениях он все же смог бы среагировать с начала прорыва шведов более энергично и целесообразно.

konstantyn_lvk написал:

Оригинальное сообщение #493451
Так скорее всего или знали?

Кто хочет знать, может, и узнал бы. если бы захотел.
Не знаю, как установить это точно. Контр-адмирал Норденшёльд, советник при герцоге Карле, с самого начала блокады заявил, что шведский флот должен выйти так же, как он вошел в Выборгский залив - т.е. через западный проход.Было ли это известно на шведской эскадре? Скорее всего - да. За месяц блокады такие сведения удержать в тайне очень трудно. Догадывались ли об этом русские? Вполне вероятно, возможно, в личных дневниках и журналах наших моряков это отражено.
Если шведы входили в Выборгский залив с запада, сл-но, они должны были знать его лучше. При прорыве можно сразу уходить в отрыв на юго-запад и потом - на запад. Восточный проход менее удобен: надо идти строго на юг, что упрощает погоню, возможно, там и условия навигации были хуже.

Страниц: 1 2 3 4 5 … 13


Board footer