Сейчас на борту: 
Prinz Eugen,
STEFAN,
клерк,
Ольгерд
   [Подробнее...]

Страниц: 1 … 5 6 7 8 9 … 15

#151 16.03.2011 10:09:53

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: "Непонятки" по боевым приемам античных кораблей

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #365357
Полагаю, из того факта, что для облегчения бегства нужно было сбросить башни, может следовать, что они были достаточно массивными и, тем самым, вряд ли "легкосборными".

Это на Ваше усмотрение. Не думаю, что с такими пирогами (легкосборными или нет) совершали морские переходы - остойчивость сильно уменьшается, да и изображений и с мачтами, ис башнями, ис корвусом не видел. Башни годятся только для боя у берега, да и то, в хорошую погоду. Их наверняка монтировали только для боя и по приведенным цитатам это видно. И если нет на это прямых указаний, это не значит, что римские корабли были изначально башеннными - на это тоже указаний нет и в этом случае при необходимости от них не избавиться быстро.

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #365351
Т.е. в одном случае, он называет ворон вороном (причем, обратите внимание, речь идет как и у Полибия именно о сбрасывании), а в другом описании ему почему-то "без разницы" и он называет "сбрасываемый ворон" "опускаемым мостом"?

Здесь мы можем только предполагать, почему он так называет. Возможно, одну и ту же конструкцию он называет и вороном и мостом. Если при Кимах он пишет о мостах, а при Милах - о воронах, из этого вовсе не следует, что бои вели разными способами с помощью разных конструкций, Аппиан писал не исследование по тактике морского боя в современном понимании и не монографию о кораблях какого-то типа с указанием конструкционных особенностей и истории службы. Поэтому нельзя в своих выводах опираться на тот факт, что он чего-то не указал, а чего-то не так назвал, а если о чем-то не упомянул, то, стало быть, его и не было. Хорошо, что хоть какие-то подробности описал.

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #365351
Почему?

У любознательного Аппиана это указано, а у автора "Александрийской войны" просто пишется в одних случаях протаранен, а в других потоплен и понимайте как хотите.  И все понимают, что топили именно тараном, хотя протараненный - не обязательно потопленный.

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #365351
И никак не повредить свои!!!

Ха! Этот вопрос я ожидал! С одной стороны, источник Аппиана (либо он сам), этот момент могли упустить. С другой - чтобы делать выводы, мы не знаем скорости сближения кораблей, угол встречи, точку соприкосновения, типы, габариты, конструкцию; есть только указание на то, что это была встречная атака, корабль Менодора имел большую высоту (борта, надо полагать) и являлся более удобной площадкой для обстрела и абордажа, и характер полученных повреждений.

Отредактированно CAM (18.03.2011 11:52:49)


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#152 21.03.2011 20:28:59

Las
Гость




Re: "Непонятки" по боевым приемам античных кораблей

Здравствуйте. Не судите строго, напишу то, что читал в одной популярной книжке, но вполне заслуживающего внимания.
1) В начале войны корабли Рима были менее быстрыми и манёвренными чем карфагенские. Поэтому ворон был единственным средством сравнять шансы. Позже римлянам достался один из кораблей Карфагена в целом виде. Естественно римляне его изучили и улучшили свои корабли. В связи с этим, возможно, ворон перестал использоваться, по крайней мере широко.
2) У собственно ворона было две различные конструкции. В связи с чем могли появляться разные описания вроде бы одного и того же. первая конструкция как раз представляла собой мост. Второй вариант это бревно с грузом в форме головы ворона. Причём груз был на верёвке. В случае промаха проще вытягивать только груз, чем весь мост, который к тому же здорово нарушает баланс. Когда же груз попадал в палубу, то опускали бревно и по нему через блок, в верхней части бревна, подтягивали и абордажный мостик.

#153 22.03.2011 11:17:51

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: "Непонятки" по боевым приемам античных кораблей

Las написал:

Оригинальное сообщение #367353
2) У собственно ворона было две различные конструкции.

С первой все понятно, а вот со второй... По описанию автора, конструкция представляет из себя 4 отдельные составляющие,  - груз, "бревно", мост и, естественно, стрела. Во-первых, довольно сложно, во-вторых, о каких промахах может идти речь, если мост с крюком опускается только на зафиксированный вражеский корабль (никак не сходу), в третьих, откуда подтягивается мост. И наконец, нафига все эти мучения, если можно все это проделать одним движением - просто опустив мост? Что-то тут премудрили.


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#154 22.03.2011 18:27:21

Las
Гость




Re: "Непонятки" по боевым приемам античных кораблей

CAM написал:

Оригинальное сообщение #367480
По описанию автора, конструкция представляет из себя 4 отдельные составляющие,  - груз, "бревно", мост и, естественно, стрела. Во-первых, довольно сложно, во-вторых, о каких промахах может идти речь, если мост с крюком опускается только на зафиксированный вражеский корабль (никак не сходу)

Бревно не так тяжело как помост, с ним легче обращаться. А на счёт промахов ничего не скажу. В книге говориться, что ворон использовался при сближении кораблей. От себя ничего добавить не могу.
Как вариант это может быть описание не абордажного приспособления, а орудия на подобии греческого дельфина, приспособленного исключительно для пробития днища беспалубных кораблей. Вариантов много а информации мало.

Отредактированно Las (22.03.2011 18:35:32)

#155 23.03.2011 09:35:36

CAM
Контр-адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Киев
destroyer HMS Acasta
Сообщений: 6972




Re: "Непонятки" по боевым приемам античных кораблей

Las написал:

Оригинальное сообщение #367637
Как вариант это может быть описание не абордажного приспособления, а орудия на подобии греческого дельфина,

Действительно, на это куда больше похоже, особенно если такой штуковиной вооружить торговые суда против легких кораблей пиратов, за ось использовать мачту, а пресловутое "бреано" - за выносную стрелу.

Отредактированно CAM (23.03.2011 09:46:46)


Если встретите более слабого противника - нападайте, если равного по силам - нападайте, если более сильного - все равно нападайте!

#156 17.12.2012 17:25:18

Flintt
Участник форума
Откуда: Одесса
Украина
Сообщений: 159




Re: "Непонятки" по боевым приемам античных кораблей

Доброго всем времени суток!
Хотелось бы узнать мнение по такому вопросу:
Как управлялись эскадры в бою??Сигналы? Флаги??? И управлялись ли вообще?

#157 17.12.2012 21:26:53

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: "Непонятки" по боевым приемам античных кораблей

Flintt написал:

Оригинальное сообщение #638983
Как управлялись эскадры в бою??Сигналы? Флаги??? И управлялись ли вообще?

Управлялись. Вот один из примеров, приводившихся в соседней ветке...
Иероним Кардиский в описании сражения у города Саламин на Крите в 307 г. до н.э. между флотами Деметрия Полиокрета и Птолемея пишет:
"...Когда расстояние между флотами сократилось...Деметрий подал сигнал к атаке - на флагмане подняли золоченый щит. Сигнал повторили по цепочке вдоль всего строя..."

#158 17.12.2012 23:04:29

Flintt
Участник форума
Откуда: Одесса
Украина
Сообщений: 159




Re: "Непонятки" по боевым приемам античных кораблей

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #639085
Управлялись. Вот один из примеров

Спасибо!
А были ли какие либо правила или закономерности?? Или каждый флотоводец перед боем сам оговаривал сигналы?
А как быть с теми флагманами, которые первые бросались в атаку и погибали?
можно еще примеров???*OK*

#159 18.12.2012 10:35:15

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: "Непонятки" по боевым приемам античных кораблей

Flintt написал:

Оригинальное сообщение #639132
А были ли какие либо правила или закономерности?? Или каждый флотоводец перед боем сам оговаривал сигналы?

Скорее второе. Никаких упоминаний о "сигнальных сводах" античности встречать пока не приходилось.

Flintt написал:

Оригинальное сообщение #639132
можно еще примеров???

Аппиан "Гражданские войны"
Помпей выступил против Сальвидиена с большим флотом...  И вот, когда Солнце стало склоняться к западу, Сальвидиен первый дал сигнал к отступлению, а вслед за тем отступил и Помпей.

"...Агриппа же еще ночью отплыл из Гиеры с половиной флота, имея в виду сражение с одним Папием. .... После обычных призывных речей и поднятия сигналов на судах они устремились друг на друга...Помпей, видя с мыса, что его суда мало приносят пользы, что при сцеплении врукопашную они лишаются своих военных сил, что к Агриппе из Гиеры плывет еще другой флот, поднял сигнал к отступлению с соблюдением порядка."

Аппиан, описывая битву при Навлохе, упоминает важный момент управления - как отличить свои и чужие корабли...
"Наконец, Агриппа, заметив по цвету башен, которыми корабли только и различались между собою, что кораблей Помпея гибло больше, ободрил окружавших его, указывая, что успех на их стороне".

#160 18.12.2012 10:42:56

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: "Непонятки" по боевым приемам античных кораблей

1

Flintt написал:

Оригинальное сообщение #639132
А как быть с теми флагманами, которые первые бросались в атаку и погибали?

Можно конкретнее - Вы о ком именно?

#161 18.12.2012 10:55:45

Flintt
Участник форума
Откуда: Одесса
Украина
Сообщений: 159




Re: "Непонятки" по боевым приемам античных кораблей

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #639216
Вы о ком именно?

Бой начали спартанцы по приказу своего неарха Калликратида. Их правый фланг двинулся в атаку, возглавляемый  флагманским кораблем. Флагман спартанцев действовал напористо. Он нанес удар окованным медью носовым тараном. Но таран застрял в борту афинской триеры. К флагману спартанцев подошли другие корабли афинян. По мостикам на борт триеры спартанцев бросились гоплиты. Очень быстро весь экипаж и гоплиты спартанцев были перебиты. Пал в схватке и сам спартанский неарх.
Гибель главнокомандующего повергла флот спартанцев в уныние, их боевой дух заметно упал.

Это была закономерность или???

#162 18.12.2012 11:13:02

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: "Непонятки" по боевым приемам античных кораблей

Flintt написал:

Оригинальное сообщение #639132
А как быть с теми флагманами, которые первые бросались в атаку и погибали?

Вы же ответили на это...

Flintt написал:

Оригинальное сообщение #639226
Пал в схватке и сам спартанский неарх.
Гибель главнокомандующего повергла флот спартанцев в уныние, их боевой дух заметно упал.

Flintt написал:

Оригинальное сообщение #639226
Это была закономерность или???

В описаниях морских боев античности гибель командующего - явление довольно редкое, особенно в начале сражения. Чаще встречается что-то в таком духе...
"...Агриппа устремился прямо на корабль Папия, ударив его в защитные брусья, потряс и расколол его до самого низа; люди, находившиеся на башнях, были сброшены, и вода разом устремилась на корабль; из гребцов все нижние оказались запертыми, другие, проломив палубу, спаслись вплавь. Папий, принятый на ближайший корабль, вновь устремился против врагов..."

#163 18.12.2012 14:17:36

Flintt
Участник форума
Откуда: Одесса
Украина
Сообщений: 159




Re: "Непонятки" по боевым приемам античных кораблей

Спасибо!*DRINK*

#164 30.05.2013 10:34:02

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: "Непонятки" по боевым приемам античных кораблей

Вопрос из Флавия Вегеция Рената:

Секирой называется топор, имеющий с обеих сторон очень широкое и острое лезвие. При помощи их в пылу сражения очень опытные моряки или воины на маленьких челноках тайно перерубают канаты, которыми привязаны рули неприятельских судов. В этом случае корабль сейчас же становится как бы невооруженным и потерявшим всякую свою силу; ведь какого же еще спасения ждать кораблю, который потерял руль?

Что имеется в виду под рулем? Рулевое весло?

И какие канаты имеются в виду?

Может, у кого-нибудь есть оригинальный текст на латыни?

Заранее всем спасибо!

#165 04.06.2013 15:07:24

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: "Непонятки" по боевым приемам античных кораблей

Nie-junmen написал:

Оригинальное сообщение #701441
Что имеется в виду под рулем? Рулевое весло?

И какие канаты имеются в виду?

В тексте Вегеция - только рулевое весло! Другие типы рулей появились намного позже. Что же касается канатов - предполагаю, что речь идет о канатах, предотвращающих соскальзывание весла вниз.
http://s020.radikal.ru/i722/1306/98/b01e0a3b95ect.jpg
На рисунке это канат "В".

#166 29.06.2013 23:32:37

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: "Непонятки" по боевым приемам античных кораблей

А что такое пресловутый "киклос"?
http://s57.radikal.ru/i158/1306/08/51a60aaa3eab.jpg
Как можно удерживать гребные суда в неподвижном состоянии в таком положении?

#167 02.07.2013 11:30:29

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: "Непонятки" по боевым приемам античных кораблей

Nie-junmen написал:

Оригинальное сообщение #712201
А что такое пресловутый "киклос"?

Насколько я помню, применение подобного построения приведено лишь единожды, у Фукидида - при описании сражения Формиона с пелопонесцами в Коринфском заливе...
"Пелопоннесцы выстроили свои корабли в круг и растянули его, насколько могли, носами вперед, кормами назад, но так, чтобы неприятель не мог прорваться между ними. Легкие суда, сопровождавшие их, они поставили в кругу и с ними пять кораблей с наилучшим ходом, которые могли бы с небольшого расстояния поспевать всюду, где бы только неприятель ни стал нападать"
(Так что не очень понятно, почему в середине строя три корабля, а не пять). Т.е. "пресловутый киклос" - не более чем обобщение единичного случая на тактические приемы античных кораблей.

Nie-junmen написал:

Оригинальное сообщение #712201
Как можно удерживать гребные суда в неподвижном состоянии в таком положении?

В конкретных условиях вдающегося в берег достаточно узкого залива, при отсутствии ветра и волнения - в принципе можно. Однако появление ветра мгновенно привело к следующему...
"Когда поднялся ветер, неприятельские корабли, стоявшие уже на небольшом пространстве, пришли в замешательство и от действия ветра, и от стоявших подле них легких судов. Корабль наталкивался на корабль, их расталкивали баграми; при этом за криком, взаимными предостережениями и бранью воины ничего не слыхали, ни команды начальников, ни келевстов. К тому же люди по неопытности не умели поднимать весел в волнующемся море, вследствие чего корабли хуже повиновались кормчим".

В любом случае - это строй пассивной обороны, отдающий инициативу в месте, времени и способе атаки противнику. В итоге получилось именно то, что и должно было...
"В этот-то благоприятный момент Формион дал сигнал. Афиняне ударили на неприятеля и прежде всего затопили один из начальнических кораблей, потом и все прочие, на какие только нападали, делали негодными к плаванию. Они достигли того, что никто из неприятелей вследствие замешательства не мог оказать сопротивления, но все бежали в Патры и Диму, что в Ахее.  Афиняне пустились в погоню за неприятелем, овладели двенадцатью кораблями, захватили большую часть воинов с неприятельских судов и отплыли к Моликрею".

#168 03.07.2013 23:03:14

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: "Непонятки" по боевым приемам античных кораблей

Но без работы веслами как удерживать корабли с нужным интервалом при такой странной диспозиции?

И как они строились? Чисто технически?

Я не понимаю. Задним ходом втягивались на свои места и постоянно подрабатывали веслами, чтобы просто держаться на месте? Так только команду измучить до боя!

#169 04.07.2013 13:51:14

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: "Непонятки" по боевым приемам античных кораблей

Nie-junmen написал:

Оригинальное сообщение #713462
И как они строились? Чисто технически? Задним ходом втягивались на свои места...?

Ни у кого из античных авторов не приходилось встречать ответ на Ваш вопрос - "как именно они строились". Максимум - описание строя, посему остальное приходится домысливать. При расстоянии между кораблями порядка двух длин весел, Ваш вариант занятия позиции кораблями в строю мне каж наиболее правдоподобным. Однако, у Фукидида сказано...
"...выстроили свои корабли в круг и растянули его, насколько могли...", т.е. расстояния могли быть и больше. В этом случае "технических возможностей" создать подобный строй великое множество. Например, замкнув кильварерную колонну в круг, а затем каждому кораблю развернуться на месте, работая веслами "в раздрай", или развернув две параллельных колонны в строй фронта кормой друг к другу, а затем сформировав две полудуги (кстати, при Артемисии греки встречали персов именно так - построив фронт дугой к противнику).

Nie-junmen написал:

Оригинальное сообщение #713462
постоянно подрабатывали веслами, чтобы просто держаться на месте?

При отсутствии ветра и течения "подрабатывать веслами" пришлось бы не постоянно, а лишь эпизодически.

Nie-junmen написал:

Оригинальное сообщение #713462
Так только команду измучить до боя!

Для поддержания места в строю  при отсутствии ветра и течения нет необходимости задействовать всех гребцов. Можно разделить их на смены, что и делалось на переходах для отдыха и экономии сил. Кроме того, о каком "до боя" идет речь?  Пелопонесцы построились в боевой порядок лишь увидев подходивших к ним афинян...
"Однако коринфяне, плывя еще вдоль своего берега, заметили, что афиняне идут параллельно берегу Аттики... коринфяне увидели, что афиняне от Халкиды и реки Евена подходят к ним, и так как они не могли ночью незаметно от афинян стать на якорь, то вынуждены были дать битву...".
А афиняне практически сразу приступили к боевым действиям...
"Афиняне выстроили свои корабли в линию по одному, крейсировали вокруг неприятельских кораблей, вынуждали их тесниться все на меньшем и меньшем пространстве, постоянно держались к ним близко, заставляя предполагать, что они тотчас перейдут в наступление".
Т.е. это, скорее, ситуация боевого маневрирования, а отнюдь не "до боя".

#170 04.07.2013 15:51:14

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: "Непонятки" по боевым приемам античных кораблей

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #713575
При отсутствии ветра и течения "подрабатывать веслами" пришлось бы не постоянно, а лишь эпизодически.

Ох. не помню я в яхт-клубе отсутствия ветра и течения!

Что-то все киклосы мне кажутся надуманными.

#171 05.07.2013 08:47:40

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: "Непонятки" по боевым приемам античных кораблей

Nie-junmen написал:

Оригинальное сообщение #713597
Ох. не помню я в яхт-клубе отсутствия ветра и течения!

Зато я прекрасно помню его (отсутствие) в Коринфском заливе.

#172 05.07.2013 18:59:28

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: "Непонятки" по боевым приемам античных кораблей

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #713800
Зато я прекрасно помню его (отсутствие) в Коринфском заливе.

Т.е. Вы считаете, что киклос существовал реально и описан Фукидидом как реальное построение?

#173 05.07.2013 21:36:54

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: "Непонятки" по боевым приемам античных кораблей

Nie-junmen написал:

Оригинальное сообщение #714012
Т.е. Вы считаете, что киклос существовал реально и описан Фукидидом как реальное построение?

Вполне допускаю возможность разового применения подобного строя, в котором корабли располагались носами наружу, а кормой внутрь  (разумеется, с поправкой на "неидеальность" окружности). Например Геродот, описывая битву при Артемисии, также пишет о построении в виде дуги носами к неприятелю. Правда там фланги греков упирались в берега, но суть построения (и все перечисленные Вами сложности) от этого не уменьшаются. Круг Фукидида - предельный случай построения, описаного Геродотом, в случае невозможности опереться флангами в берег.

#174 07.07.2013 20:01:53

Nie-junmen
Капитанъ II ранга
k2r
stasik3
Откуда: 蘆台鎮
蘆台軍
Сообщений: 2875




Вебсайт

Re: "Непонятки" по боевым приемам античных кораблей

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #714076
пишет о построении в виде дуги носами к неприятелю

ИМХО, вид клина (в виде перевернутого клина строил свои корабли И Сунсин в 1592 г. - называлось "крылья журавля").

На круг, до появления механического двигателя, опять же ИМХО, полагаться нереально.

Поэтому в клинья еще верится, хотя их эффективность для обороны сомнительна, но в круг...

Никак не могу представить себе море абсолютно без волн и ветра (хотя, может, слишком "не то" море я знаю?).

#175 08.07.2013 15:34:20

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: "Непонятки" по боевым приемам античных кораблей

Nie-junmen написал:

Оригинальное сообщение #714513
На круг, до появления механического двигателя, опять же ИМХО, полагаться нереально.

Простите, но я не могу понять сути Ваших сомнений. Любой строй, занимающий оборонительную позицию, т.е. неподвижный - требует некоторых усилий, чтобы корабли сохраняли свое место в строю. Чем в таком случае неподвижный круг принципиально отличается от неподвижного фронта или неподвижного клина?

Страниц: 1 … 5 6 7 8 9 … 15


Board footer