Сейчас на борту: 
ANVIDEM,
Strannik4465,
Алекс
   [Подробнее...]

#26 24.09.2010 22:27:02

Titanic
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: Петрозаводск
RMS Titanic
Сообщений: 3534




Re: Линейный корабль "Новороссийск"

сарычев написал:

Оригинальное сообщение #297147
есть книга Бар-Бирюкова "Час Х линкора Новороссийск" - "свежее" не читал

2006-го года. Еще есть 2005-го книга - Никольского воспоминания.

 

#27 26.09.2010 00:54:33

Scharnhorst
Гость




Re: Линейный корабль "Новороссийск"

Это надо видеть: адмирал, который после гибели "Новороссийска" пытался переложить вину на других, оказывается - жертва интриг Кузнецова и Головко, человек-легенда
http://nvo.ng.ru/notes/2006-04-28/8_nikolskiy.html

Отредактированно Scharnhorst (26.09.2010 01:13:25)

 

#28 26.09.2010 07:20:40

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3160




Вебсайт

Re: Линейный корабль "Новороссийск"

Про интриги Кузнецова и Головко не понял.
Статья по сути заказной некролог Никольскому и всерьез ее воспринимать не стоит.
Хотя пассаж про "сломанные" карьеры Пархоменко и Никольского умилил - как будто после нескольких лет лагерей им пришлось остаток жизни работать дворниками...


С уважением.

 

#29 26.09.2010 07:26:14

Заинька
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Новгород
РМС Титан
Сообщений: 9155




Re: Линейный корабль "Новороссийск"

А также близкий к тексту пересказ книги Никольских. В плане "сломанной карьеры" - там в конце статьи интересная заявочка;)


Не пытайтесь покинуть Омск! (ц)
Этот город скользит и меняет названья, этот адрес давно кто-то тщательно стёр, этой улицы нет, а на ней нету зданья, где всю ночь правит бал... (ц)

 

#30 09.10.2010 08:14:33

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3160




Вебсайт

Re: Линейный корабль "Новороссийск"

Записка Г.К. Жукова в ЦК КПСС о награждении В.А. Пархоменко





5 сентября 1955 г.


29 сентября 1955 года исполняется 50 лет со дня рождения Командующего Черноморским Флотом вице-адмирала ПАРХОМЕНКО Виктора Александровича.

Тов. ПАРХОМЕНКО В.А. служит в Военно-Морском флоте 32 года.

В годы Великой Отечественной войны тов. ПАРХОМЕНКО В.А. принимал активное участие в боевых действиях, командуя эскадренным миноносцем, дивизионом эскадренных миноносцев и крейсером Черноморского Флота.

Учитывая его заслуги перед Военно-Морским Флотом и в связи с 50-летием со дня рождения, Министерство Обороны СССР вносит предложение о награждении вице-адмирала ПАРХОМЕНКО В.А. орденом ЛЕНИНА1.

Проект Указа Президиума Верховного Совета СССР по этому вопросу прилагается.



Г. ЖУКОВ



У К А З ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР




О награждении вице-адмирала ПАРХОМЕНКО В.А. орденом ЛЕНИНА

В связи с пятидесятилетием со дня рождения вице-адмирала ПАРХОМЕНКО В.А. и отмечая его заслуги перед военно-морским флотом, наградить тов. ПАРХОМЕНКО Виктора Александровича орденом ЛЕНИНА.



Председатель Президиума Верховного Совета СССР (К. ВОРОШИЛОВ)

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР (Н. ПЕГОВ)






Москва, Кремль

РГАНИ. Ф. 5. Оп. 47. Д. 58. Л. 122, 124. Подлинник. Машинопись.


С уважением.

 

#31 09.10.2010 08:40:10

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3160




Вебсайт

Re: Линейный корабль "Новороссийск"

Записка Г.К. Жукова в ЦК КПСС о мероприятиях, проведенных на Военно-Морском Флоте после гибели линкора «Новороссийск»





12 июля 1956г.



Совершенно секретно


Докладываю о выполнении Постановления ЦК КПСС от 13 февраля 1956 г. о неудовлетворительном состоянии дел в Военно-Морском Флоте и Постановления Совета Министров Союза ССР от 8 декабря 1955 г. № 2049-1108сс о гибели линейного корабля «Новороссийск» Черноморского флота.

Министерством обороны СССР во исполнение требований ЦК КПСС и Правительства проведены следующие мероприятия.



1. Укрепление руководства флотами


В целях укрепления руководства флотами пересмотрен руководящий состав флотов, флотилий и центрального аппарата. Командиры и начальники, не способные навести твердой рукой порядки и укрепить воинскую дисциплину, заменены способными требовательными офицерами.

На должности Командующих Черноморским и Тихоокеанским флотами и Командующих Военно-воздушных сил всех флотов назначены более требовательные и подготовленные адмиралы и генералы. Перестроена организация подводных сил.

Перестроена организация центрального аппарата Главнокомандующего Военно-Морским Флотом с сокращением численности на 21,8%. Произведено укрепление центральных органов ВМФ за счет наиболее подготовленных офицеров.



2. Направление в строительстве флота и подготовка кадров


Выполняя требования ЦК КПСС и Правительства и учитывая мнение руководящего состава Военно-Морского Флота, мнения конструкторов и достижения науки и техники, Министерством обороны отработано и одобрено ЦК КПСС направление в строительстве флота.

С целью повышения подготовки и выработки единства взглядов адмиралов и старших офицеров на использование флота, на флотах и в Военно-Морской академии проведены командно-штабные учения по массированному использованию подводных лодок на океанских сообщениях противника с применением реактивного оружия по конвоям и по береговым объектам, а также мероприятия по отработке тактики использования реактивного оружия.

Обращено серьезное внимание обучению командиров соединений и кораблей управлению кораблями.

Внесены значительные исправления в тематику научно-исследовательских работ в Военно-Морском Флоте и в программы академий, училищ, а также перерабатываются Боевой Устав ВМФ, Наставление по ведению морских операций и другие оперативно-тактические документы с учетом новых видов оружия.



3. Повышение боеготовности флотов


Во исполнение требований Постановления ЦК КПСС и Постановления Совета Министров Союза ССР об устранении серьезных недостатков в боевой готовности флотов, разработана и проверена на флотах система подъема флотов по боевой тревоге, рассредоточения кораблей на случай обострения обстановки, улучшена организация охраны военно-морских баз с моря. Установлены у входов в военно-морские базы флотов постоянные дозоры противолодочных кораблей и выставлены боно-сетевые заграждения и ведется круглосуточно наблюдение за морем и воздухом.

В целях улучшения организации и повышения боеготовности противовоздушной обороны ВМФ разработаны и введены в действие планы истребительного и зенитного артиллерийского прикрытия базирования кораблей в районах рассредоточения, а также новые инструкции по противовоздушной обороне кораблей на переходе морем.

За устранением недостатков в боеготовности флотов установлен постоянный контроль.



4. Меры по уничтожению невытраленных мин


В соответствии с требованиями по устранению остаточной минной опасности пересмотрены результаты проведенного траления. Разработан план дополнительных мероприятий, предусматривающий в 1956-1957 гг. протралить повторно 3558 кв. миль и осмотреть водолазами 58 миллионов кв. метров акватории портов и стоянок.

К настоящему времени протралены и осмотрены водолазами стоянки крупных кораблей и произведен водолазный поиск у причалов в основных портах, а также производится поиск плавающих мин и повторное придонное траление. С начала 1956 года поднято 7 донных мин, затралены 3 мины и уничтожена 31 плавающая мина.

Для повышения эффективности борьбы с донными минами созданы электромагнитные тралы повышенной мощности и технические средства обнаружения водолазами мин на грунте.

Обстоятельный доклад по этому вопросу представлен в Совет Обороны.



5. Меры по улучшению живучести на кораблях


С целью устранения причин, порождающих аварии и катастрофы кораблей, на совещаниях руководящего состава флотов под руководством Министра Обороны и Главнокомандующего ВМФ, а с командирами соединений и кораблей под руководством Командующих флотами, был произведен тщательный разбор обстоятельств и причин, вызвавших гибель линкора «Новороссийск». Установлен строгий порядок и организован постоянный контроль за состоянием вопросов живучести и непотопляемости кораблей.

На кораблях введены специальные круглосуточные дозоры по живучести для контроля за соблюдением мер обеспечения непотопляемости корабля.

Введена «Инструкция по обеспечению непотопляемости кораблей и судов, находящихся в составе ВМФ», и разработаны «Общие требования к проектированию боевых надводных кораблей», с учетом требований по живучести, непотопляемости.

На новых кораблях с 1956 г. будет устанавливаться дополнительное оборудование для организации борьбы за живучесть.

Проведена на флотах подготовка офицеров по вопросам борьбы за живучесть.

Реализованы предложения по дальнейшему использованию устаревших кораблей. Исключено из боевого состава ВМФ 164 корабля, из них 92 корабля сдаются на слом.

Отрабатываются новые образцы спасательных средств, мощных водоотливных насосов и приборов связи с личным составом затонувшего корабля.

Указанные мероприятия улучшают положение дел с обеспечением живучести кораблей.



6. Работа политорганов, партийных и комсомольских организаций


Политорганы стали активнее и конкретнее заниматься вопросами повышения боеготовности и дисциплины, помогая командирам, партийным и комсомольским организациям в выполнении требований Центрального Комитета КПСС.

Партийно-политическая и воспитательная работа стала более нацелена на укрепление дисциплины и повышение боевой готовности.

Улучшилось качество идеологической и всей воспитательной работы, которая более тесно увязывается с задачами по укреплению воинской дисциплины и повышению боеготовности кораблей и частей.

Большое внимание уделяется изжитию случаев бесчинств военнослужащих по отношению к местному населению. Матросам, старшинам и офицерам прививается чувство уважения к общественному порядку и личным правам граждан.

Значительно сократились случаи недостойного поведения военнослужащих на берегу, что отмечается партийными и советскими организациями, Обкомами и Облисполкомами.

Военные советы флотов, командиры и политорганы, опираясь на партийные и комсомольские организации, более решительно ведут борьбу с пьянством военнослужащих. Улучшена организация отдыха личного состава, усилилась пропаганда здорового быта.

Принимаются меры по предупреждению преступности. Проводится разъяснение личному составу военной присяги и законов. Практикуется проведение открытых судебных процессов. Несмотря на это преступность остается все еще большой. За 5 месяцев 1956 года на ВМФ осуждены 3 161 военнослужащий.

Придавая важное значение дальнейшему укреплению единоначалия, особое внимание обращено на воспитание у личного состава беспрекословного повиновения командирам и начальникам, выполнению приказов и уставов. Всемерно поддерживаются волевые требовательные офицеры, насаждающие воинский порядок и дисциплину.

Наряду с укреплением авторитета офицерского состава повышается роль старшинского и сержантского состава в обучении, воспитании подчиненных и в укреплении воинской дисциплины и в наведении уставного порядка.



7. Состояние воинской дисциплины


В результате проведенных мероприятий заметно повысилась исполнительность и личная ответственность у офицеров за состояние подчиненных им соединений, кораблей, частей. Повысилась ответственность у матросов, старшин и офицеров за исполнение своего служебного долга.

За последнее время на флотах и флотилиях несколько снизилось количество чрезвычайных происшествий с 224 в январе до 85 происшествий в мае. Уменьшилось количество случаев оскорблений офицеров и старшин и гибели личного состава в результате чрезвычайных происшествий и преступлений. Катастроф с кораблями в 1956 году не было, количество аварий кораблей сократилось по сравнению с соответствующим периодом 1955 г. с 29 до 12.

Несмотря на проведенные мероприятия, требования ЦК КПСС об улучшении дел в Военно-Морском Флоте еще не выполнены.

Основными причинами медленного выполнения требований Постановления и письма ЦК КПСС от 13 февраля 1956 года является недостаточно конкретная работа некоторых руководящих офицеров и политорганов по наведению твердого уставного порядка, неравномерная требовательность и слабая еще воспитательная работа с личным составом.

Высокая требовательность к личному составу еще не подкреплена серьезной партийно-политической и воспитательной работой. Не все партийные и комсомольские организации активно включились в работу по укреплению дисциплины.

Проверки положения дел на флотах показывают, что личным составом правильно поняты требования ЦК КПСС и Правительства. Проделана серьезная работа по повышению боеготовности флотов, укреплению руководства флотами, подготовке кадров и по наведению порядка и дисциплины, в этом деле достигнуты некоторые положительные результаты. Однако, важные задачи, поставленные перед Военно-Морским Флотом, еще полностью не решены, особенно по вопросам дисциплины.

Работа по выполнению этих требований, в соответствии с указаниями ЦК КПСС и Правительства о положении дел в Военно-Морском Флоте и новыми задачами по направлению развития ВМФ, положена в основу всей деятельности руководства Военно-Морского Флота, адмиральского и офицерского состава, политорганов и партийно-комсомольских организаций флотов и флотилий.



Г. ЖУКОВ


АП РФ. Ф. 3. Оп. 50. Д. 744. Лл. 39-44. Подлинник. Машинопись.

С http://www.alexanderyakovlev.org/almana … oc/1002920


С уважением.

 

#32 14.10.2010 14:24:43

Scharnhorst
Гость




Re: Линейный корабль "Новороссийск"

В книге О.Бар-Бирюкова есть такой пассаж:

Накануне празднования 300-летия Российского флота Комитет ветеранов обратился к властям России с просьбой реализовать представление к государственным наградам. А также приравнять всех погибших и спасшихся, но получивших ранения, увечья и травмы «новороссийцев» к участникам Великой Отечественной войны, поскольку гибель корабля от взрыва немецкой мины является прямым результатом продолжения боевых действий. Эти обращения ветеранов возымели действие: правительством РФ в начале 1996 года были даны соответствующие поручения Министерству обороны, ФСБ, Генпрокуратуре, Государственному Морскому историко-культурному центру и другим ведомствам. Главная военная прокуратура наконец-то (через сорок лет!) занялась проверкой материалов расследований, проводившихся в 1955 году. Засекреченные, нереализованные наградные листы на «новороссийцев» перестали прятать за стальными дверями хранилищ Центрального военно-морского архива. О них наконец-то «вспомнили» в Главном штабе ВМФ. В 1996 году 719 наградных листов были пересланы на Черноморский флот для переоформления на нынешние российские награды....  Переоформленные наградные листы возвратили в Управление кадров ВМФ, где они «дорабатывались» три года. И только вмешательство Е. М. Примакова, бывшего тогда главой правительства, сдвинуло дело с мертвой точки: Б. Н. Ельцин подписал Указ № 871 (с грифом «для служебного пользования») о награждении моряков.

Стал проверять Указы президента - ничего подобного под №871 не значится. Кто-нибудь может подсказать - был ли указ о награждении "новороссийцев" и когда? Может, и полный список имеется?

 

#33 20.10.2010 00:15:41

Andrey152
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: Москва
Линейный корабль "Севастополь "
Сообщений: 4261




Re: Линейный корабль "Новороссийск"

Командиры линкора "Новороссийск"


Кошкарев Николай Васильевич    29.07.1912-14.11.1986    кап. 1 р.        с     03.1949    до    12.1952
Измайлов Федор Дмитриевич    26.02.1913-2.06.1987    кап. 1 р.        с     12.1952    до    11.1954
Кухта Александр Павлович    12.04.1910-?    кап. 1 р.        с 29.10.1954    до    10.1955 (до гибели)


С уважением, Андрей Тамеев

 

#34 20.10.2010 18:11:42

Буйный
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Норильск
Камбуз кок
Сообщений: 3160




Вебсайт

Re: Линейный корабль "Новороссийск"

Заинька написал:

Оригинальное сообщение #301809
В плане "сломанной карьеры"

В этом отношении можно вспомнить еще одного разжалованного адмирала: Галицкий Анатолий Александрович (1912-1984), контр-адмирал, командир 24й дивизии ОВРа, 8.12.1955 разжалованного в каперанги. Снова стал контр-адмиралом 7.5.1960 в должности начальника УБП штаба СФ. Сломанной карьеры  в упор не вижу...


С уважением.

 

#35 26.10.2010 17:03:13

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12611




Вебсайт

Re: Линейный корабль "Новороссийск"

Scharnhorst написал:

Оригинальное сообщение #295064
А.П. Кухта - последний командир "Новороссийска"

Последний: врид формально Хуршудов. Предпоследний - фактически Никольский (по показаниям Пархоменко, которые Никольский опровергал). Предпредпоследний - единственный кто был на борту во время взрыва и фактически распоряжался (и по собственным показаниям считал себя командиром) Сербулов...

Scharnhorst написал:

Оригинальное сообщение #301064
Другие тоже пишут, что подобная команда была. Но нигде не смог найти, когда ее отдали. Есть ли где-нибудь точное время?

Почитайте показания Кулакова. Они есть у Б. Коржавина в "Тайне гибели линкора "Новороссийск". Этот момент интересовал комиссию.


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

 

#36 26.10.2010 17:05:41

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12611




Вебсайт

Re: Линейный корабль "Новороссийск"

Буйный написал:

Оригинальное сообщение #311878
Сломанной карьеры  в упор не вижу...

Кулаков так тот вообще ГСС стал... а за гибель людей он как член ВС флота нес персональную отвественность.

Отредактированно Georg G-L (26.10.2010 17:06:22)


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

 

#37 26.10.2010 17:16:56

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12611




Вебсайт

Re: Линейный корабль "Новороссийск"

Andrey152 написал:

Оригинальное сообщение #295394
Лучше ответьте, где Лурье скачать...

Присоединяюсь к просьбе! На указанном сайте так и не нашел как скачать книжку... Коржавин в сети есть, могу кинуть ссылку...


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

 

#38 26.10.2010 17:38:35

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12611




Вебсайт

Re: Линейный корабль "Новороссийск"

1

Александр Павлович Кухта родился в Каунасе 12 апреля 1910 года. Русский. Член ВКП (б) с 1931 г. В ВМФ с 1929 г. Окончил ВВМУ им. М. В. Фрунзе в 1933 г. Назначен командиром башни ГК линкора «Марат». Закончил курсы усовершенствования офицерского состава. С 1936 по 1939 гг. командир ЗД, задем Див ГК на линкоре «Октябрьская революция», командир артиллерийского сектора корабля. В 1940 г. помощник флагманского артиллериста эскадры КБФ, летом 1941 г. флагарт эскадры, в 1942 г. флагманский артиллерист КБФ. Дважды, в 1942 и 1944 гг. награжден орденом Отечественной войны II степени, в 1948 г. орденом Отечественной войны I степени, медалью «За оборону Ленинграда» и другими наградами. В 1945 г. капитан 2 ранга  — флагманский артиллерист Южно-Балтийского флота (4-й ВМФ). В 1948-1951 гг. учился в ВМА. 12.12.1951 ио командира КРЛ «Щербаков» (в постройке). В июле 1952 г. переведен на ЧФ ио командира КРЛ «Молотов», через три месяца назначен старшим помощником командира ЛК «Новороссийск». В ноябре 1953 г. назначен командиром КРЛ «Адмирал Корнилов» (в постройке). 29.10.1954 года назначен командиром ЛК "Новороссийск".


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

 

#39 26.10.2010 18:01:25

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12611




Вебсайт

Re: Линейный корабль "Новороссийск"

Scharnhorst написал:

Оригинальное сообщение #301064
Есть ли где-нибудь точное время?

Капитан-лейтенант Марченко на комиссии показал (ЦВМА.— Ф. 14.—Оп. 52.—Д. 471.—Л. 145—148.):
- Кто-то мне сказал, что всех людей приказали вывести наверх. Я сказал: пойду узнаю. И побежал на ют. Слышу голос Командующего, который спрашивает: «Кто приказал вывести личный состав на палубу?».
- За сколько времени до катастрофы это было? - спросил Малышев.
- Это было примерно около часа до катастрофы.
- Крена на корабле еще на было?
- Крен был на левый борт. Крен чувствовался потому, что я ходил на пост энергетики и живучести на левый борт... Я прошел через пост живучести, пост энергетики и по броневой палубе вышел на верхний ют. Командующий спрашивает: «Кто приказал вывести личный состав?».
- Вы ему докладывали?
- Нет. Я вышел и слышу, что Командующий говорит Командующему эскадрой: «Кто приказал вывести личный состав?». Командующий эскадрой говорит, что он не приказывал.
- Кто же вывел?
- Не знаю, слышал, что Командующий обратился к матросам и сказал: «Товарищи матросы, идите по боевым постам и боритесь за живучесть корабля».
- Вокруг Командующего было много народу?
- Народу было много, но не вокруг Командующего. После того как Командующий сказал, чтобы шли на боевые посты, все пошли.
- Это было примерно за час до гибели корабля?
- Примерно, да.
(время - ориентировочно 3.00-3.15)

Отредактированно Georg G-L (26.10.2010 18:04:44)


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

 

#40 26.10.2010 18:04:11

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12611




Вебсайт

Re: Линейный корабль "Новороссийск"

Из объяснения старшего помощника командира линкора «Новороссийск» капитана 2 ранга Хуршудова от 1.11.55 г. (ЦВМА.— Ф. 14.— Оп. 52.— Д. 476.— Л. 304.):
Видя, что много скопилось личного состава в кубриках на батарейной палубе, которые уже мешали работать, я приказал всем не занятым выйти на ют. Одновременно сам пошел на ют и предложил контр-адмиралу Никольскому убрать лишний личный состав с корабля, на что мне последовал ответ: «Я трижды докладывал Командующему, Командующий не разрешает». Это было минут через 10—15 после моего прихода. (Хуршудов прибыл на корабль в 3.30-3.35)


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

 

#41 26.10.2010 18:12:12

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12611




Вебсайт

Re: Линейный корабль "Новороссийск"

Замполит корабля капитан 2-го ранга Шестак На Правительственной комиссии он показал (ЦВМА.— Ф. 14.— Оп. 52.— Д. 471.— Л. 163, 164.):
- Было доложено, что на линкоре много лишних людей. Мне кажется, что был такой разговор между вице-адмиралом Кулаковым и Командующим. Там на юте их было трое — Никольский, Кулаков и Командующий. Мысль была подана, что много лишних людей. Была дана команда всем аварийным партиям с других кораблей сойти.
(время ориентировочно 3.50-3.55)


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

 

#42 26.10.2010 18:14:29

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12611




Вебсайт

Re: Линейный корабль "Новороссийск"

Контр-адмирал Никольский заявил на Правительственной комиссии:
- Минут за пятнадцать у меня появилась мысль, что корабль может погибнуть, и я попросил разрешения эвакуировать личный состав, который был на верхней палубе.
- За 30 минут до гибели корабля Вы поставили вопрос, чтобы снять с корабля аварийные партии других кораблей. Нам говорят это, но Вы не подумали, чтобы снять лишних людей с «Новороссийска»? Вы понимаете, что последними уходят с корабля аварийные партии? — заметил Малышев.
- Они не были подготовлены работать в непривычных для них условиях,— ответил Никольский.
Здесь главнокомандующий ВМФ Н. Г. Кузнецов заметил ему, что он не прав и надо лишь удивляться его действиям.
- Когда Вы пришли к Командующему и доложили о необходимости убрать личный состав с корабля, Вы одновременно доложили ему Ваше мнение о возможном трагическом конце корабля? Вы для себя это решили за 15 минут, почему Вы не сказали одновременно с докладом о личном составе,
что положение корабля расцениваете как тяжелое? — спросил Никольского Малышев.
- Надо разделять вопрос. Я доложил: «Разрешите вывести тех, кто сейчас не занят работой».
- А как Вы умолчали о том, что Вы думаете, что корабль гибнет? — перебил его Малышев. — «Разрешите вывести личный состав!»
— За пятнадцать минут у меня появились опасения, что корабль перевернется.
- Вы об этом доложили Командующему? — вновь повторил вопрос Малышев.
- Там было много людей. Я не мог сказать при всех,— ответил и. о. командующего эскадрой.
Из рапорта контр-адмирала Н. И. Никольского от 31.10.55 г. (ЦВМА.— Ф. 14.— Оп. 52.— Д. 476.—Л. 264.):
- «...Так как уже большое число личного состава с затопленных БП стояло на юте, я спросил разрешения у Командующего ЧФ отправить их на один из буксиров или на крейсер. Однако Командующий ЧФ не разрешил отправить личный состав. Вскоре крен корабля на левый борт начал возрастать быстрее, как сейчас выяснено, от влияния большой массы воды, гулявшей по жилой палубе. Командующий ЧФ дал приказание пересадить личный состав, свободный от борьбы за живучесть, на буксир... Я дал приказание ТЩ, стоявшему в метрах 30 от правого борта, подойти к трапу. Тот начал подходить к трапу, и одновременно я передал приказание обоим буксирам, державшимся за корму, отдать буксиры и также подходить к борту, а личному составу, стоявшему в строю, подготовиться перейти на буксиры и вызвать на ют для посадки личный состав верхних боевых постов».

Отредактированно Georg G-L (26.10.2010 18:16:08)


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

 

#43 26.10.2010 18:18:43

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12611




Вебсайт

Re: Линейный корабль "Новороссийск"

На комиссии Малышев спросил Хуршудова:
- Кто отдал приказание свободный личный состав построить на юте? Вы или другой командир?
- Было приказание свободный личный состав собрать на верхней палубе. Они стояли группой.
- Человек девятьсот личного состава было построено на юте. Кто отдавал команду построить?
- Я давал приказание в районе, где находился,— выйти на верхнюю палубу.
- А кто давал приказание построиться?
- Я не давал,— ответил Хуршудов.


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

 

#44 26.10.2010 18:44:14

Волк
Контръ-Адмиралъ, лучший Форумчанин 2009
k-admiral
stas3b
Откуда: 24-я дивизия ПЛ. Из бывших...
Море Баренца-шхуна "Призрак" "К-461" "Волк Ларсен"
Сообщений: 15473




Re: Линейный корабль "Новороссийск"

Scharnhorst написал:

Оригинальное сообщение #309872
Стал проверять Указы президента - ничего подобного под №871 не значится. Кто-нибудь может подсказать - был ли указ о награждении "новороссийцев" и когда? Может, и полный список имеется?

В газете Краснознаменного Черномор
ского флота «Флаг Родины» от 26.03.1999 г.
была помещена статья капитана 3 ранга
С.Должикова «Награды ищут героев... 44
года спустя». В ней говорится, что (нако
нец-то!) весь личный состав линейного
корабля «Новороссийск», в том числе 287
его моряков, здравствующих в настоящее
время, представлены премьер-минист
ром Российской Федерации Е.Примако
вым к Орденам Мужества. В статье пере
числены причины, по которым подвиг мо
ряков героического корабля, пусть и с
огромным опозданием, но оценен по до
стоинству. Среди причин была и такая
фраза: «...Возможно, было и еще что-то
неподвластное привычным человеческим
представлениям...» Конец цитаты. Инте
ресный аргумент в пользу награждения...


Серёжа... Вот это было. Евгений Примаков представлял. 287 человек. Кстати, у нас как всегда: Довольно большую часть орденов получили те, кто к событиям 29 октября был не причастен... Многие (часть которых уже увы умерли...) из тех кого знал лично орденов не получили. Им их памятными "медальками" заменили. За то те кто на линкоре тогда не был красовались (или по сию пору красуются) с орденами + ещё были награждены те, кто организовывал всякие торжества, "помпу" и прочую хренотень вокруг трагедии...  Увы....


И вот ещё :

"Только в 1996 году после неоднократных обращений ветеранов корабля правительство РФ дало соответствующие поручения Министерству обороны, ФСБ, Генпрокуратуре, Российскому государственному морскому историко-культурному центру и другим ведомствам. Главная военная прокуратура занялась проверкой материалов расследования, проводившегося в 1955 году. Засекреченные наградные листы на "новороссийцев" все это время хранились в Центральном военно-морском архиве. Выяснилось, что 6 моряков посмертно были представлены к высшей награде СССР - ордену Ленина, 64 (53 из них посмертно) - к ордену Красного Знамени, 10 (9 посмертно) - к орденам Отечественной войны 1-й и 2-й степени, 191 (143 посмертно) - к ордену Красной Звезды, 448 моряков (391 посмертно) - к медалям "За отвагу", "За боевые заслуги", Ушакова и Нахимова."

Отредактированно Волк (30.10.2010 01:01:35)


"Самую главную ошибку я совершил, когда впервые открыл книгу..." (DL)
"Жаль в России на  всех вас фонарей не хватило..."

Если человека нет рядом, когда тебе плохо, то нахер он нужен, когда тебе хорошо?

 

#45 27.10.2010 13:46:45

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12611




Вебсайт

Re: Линейный корабль "Новороссийск"

Из показаний командира аварийной партии КРЛ "Керчь" лейтенанта Саламатина:
- Сколько времени прошло до того, как Вы вышли на верхнюю палубу?
- Это было за 20 минут до переворачивания, а может быть, мне показалось. Я времени не замечал.
- Значит, полтора часа Вы боролись с водой?
- Да, мы уже говорить не могли, очень было холодно, вода была ледяная. Мы вышли на палубу. Я приказал своему личному составу построиться и унести аварийные мотопомпы. Крен был в это время порядка 10 градусов. Я все свое имущество и личный состав пересчитал, и мы перешли по левому борту. Там подошел буксир, часть команды посадили с «Фрунзе». В это время дали команду перевести всех на правый борт...
- Когда была команда «Перейти на правый борт», все перешли?
- Да, перешли. И после этого немного приостановился крен. Я в это время потерял свою команду. Я крикнул: «„Керчь", сюда!» — и люди наши собрались, все, кроме одного.


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

 

#46 27.10.2010 14:20:13

Анатолий
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Откуда: Одесса
Украина Украина
Сообщений: 13218




Re: Линейный корабль "Новороссийск"

Мужики,приближается дата 29 октября.
55 лет гибели линкора.
В Севастополе  по некоторым данным будет сьезд ветеранов флота и оставшихся в живых линкорцев.
Незабыть нам отметить эту дату,тут на Форуме!
Почтить память исполнивших свой долг!
/долго,очень долго все это было закрытой темой,я лично даже в школьные годы нигде немог достать,увидеть фото самого линкора,а сколько было разной дезы/


Дорогу осилит идущий

  В Библии есть прекрасные слова - "Не спорь о деле, для тебя ненужном".

 

#47 27.10.2010 16:01:51

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6198




Re: Линейный корабль "Новороссийск"

Анатолий написал:

Оригинальное сообщение #314336
а сколько было разной дезы

А сегодня, скажете, все ясно? Только наградили всех наконец-то, но, как заметил ув. Georg, "мертвым орденов не нужно".


Sapienti sat

 

#48 27.10.2010 16:44:32

Анатолий
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Откуда: Одесса
Украина Украина
Сообщений: 13218




Re: Линейный корабль "Новороссийск"

сарычев написал:

Оригинальное сообщение #314361
А сегодня, скажете, все ясно?

чем дальше в лес тем больше дров..

сарычев написал:

Оригинальное сообщение #314361
Только наградили всех наконец-то, но, как заметил ув. Georg, "мертвым орденов не нужно".

вот именно...
гласности много,толку мало..
кроме что фото и книг *разных*..ровным счетом ничего не прибавилось.
Из книг,Уважаю только Каржавина и Муру.
ИМХО


Дорогу осилит идущий

  В Библии есть прекрасные слова - "Не спорь о деле, для тебя ненужном".

 

#49 27.10.2010 18:18:27

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12611




Вебсайт

Re: Линейный корабль "Новороссийск"

Волк написал:

Оригинальное сообщение #314402
В самой-то гибели никаких "секретов" нет.

Есть так скажем ньюансы и трактовки. Например берем уже упоминавшиеся книжки Муру, Коржавина и сравниваем что написал Никольский (вместе с сыном я так понимаю). А можно еще раз (вслед за Коржавиным) посмотреть документы и попытаться сделать самостоятельные выводы...


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

 

#50 27.10.2010 18:30:59

Волк
Контръ-Адмиралъ, лучший Форумчанин 2009
k-admiral
stas3b
Откуда: 24-я дивизия ПЛ. Из бывших...
Море Баренца-шхуна "Призрак" "К-461" "Волк Ларсен"
Сообщений: 15473




Re: Линейный корабль "Новороссийск"

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #314439
Есть так скажем ньюансы и трактовки.

Да Георгий... Но в "свете" самой этой (на мой взгляд одновременно трагической и гнусной) истории, так уж это принципиально? Другой вопрос, что корабль могли спасти от опрокидывания, а большую часть погибших моряков от горькой участи, - это несомненно.


"Самую главную ошибку я совершил, когда впервые открыл книгу..." (DL)
"Жаль в России на  всех вас фонарей не хватило..."

Если человека нет рядом, когда тебе плохо, то нахер он нужен, когда тебе хорошо?

 

Board footer