Сейчас на борту: 
Elektrik,
Prinz Eugen,
sezin,
shaulys,
ВладимирФ
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3

#1 11.10.2009 09:58:46

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Бой "Опыта"

Попытаемся разобраться?


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#2 11.10.2009 09:58:47

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10364




Re: Бой "Опыта"

В 1808 г. лейтенант Невельской совершил подвиг, аналогичный Казарскому. Правда, его катер Опыт был и меньше, и слабее Меркурия (20,1-6,7-2,8 м, 14-12-фунт. карронад против 29,5-9,4-4,1 м, 18-24ф крронад Меркурия), но и его противник, сравнительно с оппонентами Меркурия (2 ЛК в 128 и 76 пушек) был ерундовый – 36-пуш. фрегат (26-18, 10-9+6 или 8 32ф карронад), но это был англ. фрегат Salsette.

Веселаго: в пасмурную погоду Опыт сошелся у Наргена с англ. 50-пуш. фрегатом, несмотря на неравенство сил, Невельской вступил в бой с пр-ком, требовавшим сдачи. Стихнувший ветер позволил катеру уйти на веслах, но при нашедшем порыве ветра фрегат нагнал его и открыл огонь; 4 часа Невельской храбро отбивался от противника (англ. фрегат с пистолетного выстрела дал 2 залпа) и сдался, только когда катер при сильно избитом рангоуте получил большие повреждения в корпусе; из числа его команды много было убитых и почти все ранены, включая командира. Англ. капитан вернул Невельскому шпагу со словами: «Кому же она нужна, как не такому храбрецу, как вы».
Английская вервия несколько отлична. При встрече англ. капитан предложил Невельскому сдачу, тот отказался и стал уходить на веслах. Использовав порыв ветра, фрегат снова сблизился и вновь предложил сдачу. Невельской опять отказался, и начался бой. 12-фунт. карронады Опыта оказались бесполезны, фрегат же дал несколько (по др. данным – два) продольных выстрела цепными ядрами, которые снесли рангоут Опыта; его упавшие куски убили 2 и ранили 11 человек экипажа, включая Невельского, из общего числа в 53 чел.. Фрегат прекратил огонь и вновь предложил сдачу. На этот раз Невельской, видя бесполезность продолжения боя, котрый мог привести только к гибели экипажа, ответил утвердительно. Характерно, что англичане послали с призовой командой своего врача. Через 5 дней экипаж Опыта был высажен у Либавы; Опыт под названием Opit числился в списках призов, но  не был приобретен британским адмиралтейством.

#3 11.10.2009 09:58:47

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Бой "Опыта"

Эд написал:

Оригинальное сообщение #127077
лейтенант Невельской совершил подвиг

Эд написал:

Оригинальное сообщение #127077
и сдался

А вот Сакен себя взорвал вместе с турками. Поступи так Невельской - как бы это восприняли "просвященные мореплаватели"?


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#4 11.10.2009 09:58:47

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 5915




Re: Бой "Опыта"

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #127082
А вот Сакен себя взорвал вместе с турками. Поступи так Невельской - как бы это восприняли "просвященные мореплаватели"?

А смысл? Фрегат же близко не подходил.


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#5 11.10.2009 09:58:47

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10364




Re: Бой "Опыта"

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #127082
Поступи так Невельской - как бы это восприняли "просвященные мореплаватели"?

Кто его знает. Многое зависело от обстоятельств. Можно еще вспомнить Дефремери. Не исключено, что Казарский на месте Невельского поступил бы также, а Невельской в 1788 г. поступил бы, как и Сакен. Все-таки турки и англичане - противники разные. И плен турецкий отличался от английского. Особенно яростное сопротивление русские моряки оказывали туркам, примеров достаточно. В боях же со шведами и прочими европейцами такого не было. Возможно, играли роль и религиозные различия. Но различия таких событий на Балтике и на Черном море - существенны. Сдача в плен , скажем, шведам, в сражениях 1788-90 гг., когда были исчерпаны все средства борьбы. не считалась зазорной, и ее всегда оправдывали по суду ("Владислав" ы 1788 г., наши гребные в 2-х боях в 1790 г.). Или сдача "Владислава" англичанам в 1808 г. Если бы Стройников сдался шведской или английской эскадре, его, видимо, оправдали бы (по аналогии с прочими подобными случаями). Но турки - это другое дело.

#6 11.10.2009 09:58:47

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Бой "Опыта"

Олег написал:

Оригинальное сообщение #127090
А смысл? Фрегат же близко не подходил.

Так можно было самим близко подойти... или взорваться с призовой партией англичан...
И почему повреждения рангоута привели к сдаче катера у которого были весла?
Сакен взрывался не потому, чо турки близко подходили, и Дефререми тоже... Просто для них "Погибаю, но не сдаюсь" не были красивыми словами. Кстати, что мешало Невельскому затопить катер? Или англичане из воды не подобрали бы русских?


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#7 11.10.2009 09:58:47

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Бой "Опыта"

Эд написал:

Оригинальное сообщение #127091
Все-таки турки и англичане - противники разные.

В этом то и корень будущих бед... Сдача в плен - всегда сдача в плен, а враг - всегда враг. Привычка кланяться европейцам к добру не привела...


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#8 11.10.2009 09:58:47

Serbal
Гость




Re: Бой "Опыта"

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #127095
Кстати, что мешало Невельскому затопить катер?

Разве реально быстро затопить деревянный парусник ? У него кингстонов вроде нету...

Отредактированно Serbal (04.10.2009 22:33:17)

#9 11.10.2009 09:58:48

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Бой "Опыта"

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #127095
Так можно было самим близко подойти...

К маневрирующему, "имеющему ветер" фрегату на веслах? Фантастика! Это не позволит и уйти от него на веслах.

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #127095
или взорваться с призовой партией англичан...

А вот это уже просто непорядочно! Призовая партия высаживается, когда спущен флаг, т.е. корабль уже сдался. И после этого взрываться?!!!

#10 11.10.2009 09:58:48

konstantyn_lvk
Гость




Re: Бой "Опыта"

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #127096
Сдача в плен - всегда сдача в плен, а враг - всегда враг. Привычка кланяться европейцам к добру не привела...

Ну, вообще говоря в 1787 г. были и "Мария Магдалина", и плавбатарея № 2. Так что дело думается все же не в разнице между европейцами и турками - с последними у нас на всех уровнях контактировали вполне достаточно чтобы не относится к этим противникам как к инопланетянам. Просто люди и обстоятельства каждый раз были разные.

#11 11.10.2009 09:58:48

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Бой "Опыта"

konstantyn_lvk написал:

Оригинальное сообщение #127104
Просто люди и обстоятельства каждый раз были разные.

но почему то в результате восторжествовала не традиция Дефремери-Сакена-Казарского...


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#12 11.10.2009 09:58:48

konstantyn_lvk
Гость




Re: Бой "Опыта"

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #127106
почему то в результате восторжествовала не традиция Дефремери-Сакена-Казарского...

Вероятно потому, что позднее такие вопросы решались не конкретными командирами кораблей.

#13 11.10.2009 09:58:49

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Бой "Опыта"

Эд написал:

Оригинальное сообщение #127120
оказалось достаточно, чтобы Опыт просто остановился

немного не в тему - а почему он остановился? Весла были - не было возможности гребсти?


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#14 11.10.2009 09:58:49

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Бой "Опыта"

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #127122
а почему он остановился? Весла были - не было возможности гребсти

При наличии ветра парусный корабль сам выбирает,  с какой дистанции ему лучше расстреливать гребной.

#15 11.10.2009 09:58:49

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10364




Re: Бой "Опыта"

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #127122
почему он остановился? Весла были - не было возможности гребсти

Такелаж рухнул на палубу, многое было поломано, возможно, и весла.

#16 11.10.2009 09:58:50

Georg G-L
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: Архангельск, Россия
ЕИВ Гвардейского экипажа яхта "Штандарт"
Сообщений: 12789




Вебсайт

Re: Бой "Опыта"

Эд написал:

Оригинальное сообщение #127077
катер Опыт

А вот Гребенщикова пишет:
- "Опыт" не катер, а тендер;
- бой длился 4 часа;
- последний залп англичан уничтожил на "Опыте" все орудия;
- противник, т.е. англичание, понес ощутимые потери...


Живым достанется почет, а мертвым орденов не нужно...

#17 11.10.2009 09:58:50

konstantyn_lvk
Гость




Re: Бой "Опыта"

Коллеги, давайте все-таки ссылки - где пишет, когда пишет, не все же читатели форума одинаково эрудированные: Гребенщикова Г.А. Четыре эпизода англо-русской войны // Гангут: Сб. ст. СПб., 2007. Вып. 46. С. 24.

Отредактированно konstantyn_lvk (10.10.2009 17:02:41)

#18 11.10.2009 09:58:50

Александр Г.
Гость




Re: Бой "Опыта"

Georg G-L написал:

Оригинальное сообщение #129484
А вот Гребенщикова пишет:
- "Опыт" не катер, а тендер;

Как говорится: "хоть горшком назови только в печку не ставь". Можно назвать и катером, но по конструкции это тендер.

http://s45.radikal.ru/i109/0910/99/b259aeb38221t.jpg

#19 11.10.2009 09:58:50

prostack
Гость




Re: Бой "Опыта"

К чему тогда категоричность Галины Александровны что "не катер, а тендер"? Глотов точно определяет, что катер - это все военные, что меньше трех мачт. "Меркурий" Круза - тоже катер, хотя по типу бриг. "Опыт" тоже катер, но по типу тендер.

#20 11.10.2009 09:58:50

Repulse
Гость




Re: Бой "Опыта"

Александр Г. написал:

Оригинальное сообщение #129613
Можно назвать и катером, но по конструкции это тендер.

Не поясните свою мысль?

#21 11.10.2009 09:58:51

Repulse
Гость




Re: Бой "Опыта"

Repulse написал:

Оригинальное сообщение #129641
Не поясните свою мысль?

С учетом того, что тендер - это классификация корабля по парусному вооружению, а катер - по форме корпуса (точнее - носа)

#22 11.10.2009 09:58:51

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 5915




Re: Бой "Опыта"

prostack написал:

Оригинальное сообщение #129636
Глотов точно определяет, что катер - это все военные, что меньше трех мачт.

Т.е. "Меркурий" по вашему тоже катер?


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#23 11.10.2009 09:58:51

Александр Г.
Гость




Re: Бой "Опыта"

Repulse написал:

Оригинальное сообщение #129641
Не поясните свою мысль?

Читаем Глотова "Изъяснение принадлежностей к вооружению корабля" СПб. 1994 г. стр. 217.
Прочие военные суда менее, нежели корветы по числу орудий, вообще названы катерами. Сего рода суда имеют только по две или по одной мачте; оныя различаются между собою наиболее их оснасткою, по которой называются: бригами, люгерами, голетами, пакетботами, тендерами или просто одномачтовыми катерами.

#24 11.10.2009 09:58:52

Александр Г.
Гость




Re: Бой "Опыта"

cruchilo написал:

Оригинальное сообщение #129646
Александр, когда тендер появился как класс в РИФ ?

По списку Веселаго в 30-е годы. В реале в начале века под названием 1-но мачтовых катеров водоизмещением 100-150 т (Штат 1806 г). Глотов так и пишет "тендеры или просто 1-но мачтовые катера". Помимо парусного вооружения форма корпуса тендера и его размеры так же отличается от других мелких судов упомянутых в штате настоящего вооружения 1806 г и в книге Глотова под общим названием катеров т.е. бригов, люгеров, голетов и пакетботов).

#25 11.10.2009 09:58:52

Александр Г.
Гость




Re: Бой "Опыта"

cruchilo написал:

Оригинальное сообщение #129664
Александр, здесь важен порядок терминов

Суть не в названии, а в содержании.
Первое: 1-но мачтовый катер по штату 1806 года имел такое же парусное вооружение как и тендер 30-х годов
Второе: Глотов ставит знак равенства между тендером и одномачтовым катером.
Третье: Прочитайте подпись под иллюстрацией из "Истории русской армии и флота" которую я выложил ранее. Мне кажется что в морском корпусе до революции разбирались в типах парусных судов все-таки лучше, чем сейчас мы с Вами.

Страниц: 1 2 3


Board footer