Вы не зашли.
Страниц: 1
Гибель большого противолодочного корабля проекта 61 "Отважный" 30.09. 1974г. несмотря на довольно подробное освещение в различных книгах, журналах и других публикациях, тем не менее по сей день оставляет много вопросов...
Было ли на борту корабля ядерное оружие? Почему начав буксировку горящего БПК в сторону Главной базы, было изменено решение и корабль начали тянуть в противоположную сторону, т.е. в открытое море, где он и затонул? Почему имея технические и материальные возможности поднять погибший корабль( тем более, что это составляло ценность с точки зрения эксплуатации многочисленных кораблей этого проекта), его тем не менее взорвали на дне? Что скрывали? Напрашивается аналогия со взрывом 1-го отсека АПЛ пр.949А "К-141"("Курск"). Уничтожая свидетельства и доказательства, как правило пытаются скрыть преступление....
Хотелось бы услышать мнения товарищей по форуму относительно этого вопроса.
С уважением ко всем участникам, Волк.
30 сентября 1974г. "Отважный" погибает.
Отредактированно Волк (14.04.2009 02:05:46)
Вот вкратце - ход самой трагедии (из "Поющих фрегатов"):
9 августа БПК "Отважный" под командованием капитана 2 ранга И.П. Винника вышел в море, успешно отстрелялся торпедами, а на рассвете 30 августа встал на рейде бухты Стрелецкая для приема на борт начштаба КЧФ контр-адмирала В.Х. Саакяна и группы старших офицеров. Кораблю в этот день предстояло обеспечивать зенитную стрельбу с МРК на полигоне боевой подготовки № 36 (р-н мыса Херсонес). В 9.55 «Отважный» прибыл в район испытаний, по кораблю объявили учебно-боевую тревогу.
В 10.00 — члены экипажа, находящиеся вблизи кормового ракетного погреба, услышали шипение, треск, хлопок. Через минуту произошло самопроизвольное срабатывание маршевого двигателя одной из ракет в кормовом погребе. Еще через 25 — 30 с сработал стартовый двигатель второй ракеты, затем— других... Раздались три последовательных взрыва ракет кормовой батареи. Крыша кормовой надстройки вместе со стартовой установкой была сорвана и заброшена на кормовые дымовые трубы. Оказались разрушены главные поперечные переборки на 191 — 215-м шпангоутах, в корпусе корабля образовались трещины и разрывы, погибло 24 члена экипажа. Водой затопило три отсека (№ 10— 12, от 164 до 233-го шп.) и помещение холодильной машины № 3 (9-й отсек). Уже через 8 минут после взрыва корабль имел крен на правый борт до 12° с дифферентом на корму 1,5 м. К 10.20 усилился и начал распространяться пожар в корме от воспламенения вытекающего топлива (пожар до 164-го шп.). Во избежание детонации с горящего ВПК отстрелили за борт пять боевых торпед. Подошедший к «Отважному» БРК «Сознательный» (проект 56А) высадил в 10.56 аварийно-спасательную группу (АСГ) из десяти человек и начал буксировку горящего корабля к берегу. В 11. 45 АСГ из 11 человек высадилась на «Отважный» и с РКБ «Бедовый». Из-за заклиненного руля буксировка шла медленно, а в 11.43 «Сознательный» перепутал команды и прекратил буксировку, обрубив концы. В течение часа буксировка «Отважного» не возобновлялась. Пришедший на помощь «Комсомолец Украины» пытался сбить пламя в районе погреба № 10 водяными струями (с 12.19до 12.45), но вынужден был отойти в сторону. С 12.45 буксировку «Отважного» начал «Бедовый» (до 15.41) со скоростью 2 — 3 узла и в сторону открытого моря. Тушить пожар на «Отважном» пытались ПДС-123 и буксир СБ-15. Но крен на правый борт уже превысил к этому времени 16°, а пожар вытеснил боровшийся за живучесть корабля экипаж в носовую часть. В 14.00 с борта «Отважного» сняли раненых и пострадавших, а еще через 10 минут начали подачу пены в кормовую машину. В 14.45 от нагрева взорвался боезапас глубинных бомб в погребе № 10, а пожар распространился на кубрики № 5 и 6. Взрывом разрушило переборки на 233 — 251-м шпангоутах и затопило отсеки № 13, 14. Корабль принял уже 2200 т воды, почти 40% длины корпуса было затоплено. Взорвалось керосинохранилище. Крен «Отважного» увеличился до 27°, и спасти его уже было невозможно (дифферент на корму составил 6,5 м, а верхняя палуба вошла в воду до барбета кормовой артбашни). С 15.03 до 15.24 личный состав покидал обреченный корабль. Крен на правый борт возрос до 32°. От потери продольной остойчивости «Отважный» поднялся в воде вертикально, задрав нос, и ушел кормой вниз, не опрокидываясь. Полностью он затонул в 15.57 на глубине 125 м. Впоследствии с затонувшего корабля демонтировали оборудование, а корпус подорвали на грунте.
Вобщем-то, что включало в себя понятие "снято оборудование"? Следущее : У корпуса затонувшего БПК было организовано постоянное дежурство корабля ПЛО из дивизии ОВРа. С "Отважного" предстояло согласно приказу ГК ВМФ от 12.11.1974г. и директив ГШ ВМФ СССР от 28.05.1975г, от 3.02.1976г. и от 8.03. 1977г. демонтировать секретную аппаратуру ЗАС и документацию. А так же блоки аппаратуры опознования "свой-чужой". Затем корабль предстояло уничтожить подводными взрывами. План выполнения подводных работ на БПК "Отважный" получил кодовое наименование "Ступень", так как здесь впервые в отечественной практике водолазные работы проводились на глубинах до 130 м. Ранее не более 60-ти метров. Так что в определенном смысле эта операция являлась ступенью для наших водолазов-спасателей. Далее, если возникнет необходимость можно подробно описать ход самих работ.
Уважаемый Волк! А нет-ли у Вас фото(хотя-бы общего) виновника трагедии-мичмана Шупортяка?Страна должна знать своих"героев".У каждой аварии есть имя и фамилия(Л.Кагановичь)
Отредактированно Kozima (19.07.2009 06:54:07)
Страниц: 1